Алгоритм ясен

Вот примеры последних лет: на ул. Яна Полуяна на месте 52 старых гаражей проложили тротуар с велодорожкой. На улице Стахановской было снесено 35 гаражей — освободили место под скейт-парк и детскую площадку. На углу улиц Симферопольской и Уральской Крымский бульвар и новые парковочные места тоже появились благодаря гаражам, точнее тому, что металлические коробки придержали место. В районе ул. Станкостроительной демонтировали 14 гаражных модулей, на этом месте заасфальтировали площадку под парковку.

Таких примеров в городе много, и работа эта продолжается.

— Сегодня на территории краевого центра выявлено 16 715 гаражей, подлежащих
демонтажу. Они стоят на муниципальной земле и не имеют разрешительной документации. В 2021 г. демонтировано 1220 гаражей, в этом — 168. Демонтажем занимается МКУ «Служба спасения»,

— рассказал заместитель начальника управления муниципального контроля администрации Краснодара, начальник отдела Семен Прус.

— Редакции известны случаи, когда в заброшенный гараж, давно ставший скопищем хлама, невозможно зайти: перед его входом выросли деревья. Каков в этом случае алгоритм ваших действий?

— К нам поступают жалобы от жителей многоквартирных домов, которые просят демонтировать гараж неустановленного собственника — по сути, бесхозный. Алгоритм действий таков: наш инспектор выезжает на место и пытается найти хозяина этого гаража. Опрашивает соседей, наводит справки у председателя ТСЖ, обращается к участковым. Если собственник не установлен, то на гараже размещается требование об его устранении. Если в течение 10 дней никто не отозвался и требование не исполнено, то инспектор этот факт документально фиксирует, после чего выносится постановление администрации города о демонтаже гаража. Если собственник после демонтажа все-таки объявится, то он может забрать свой металлолом и вещи, которые были в гараже, — все это его ждет в специальном месте хранения. Правда, хозяину придется оплатить демонтаж.

Бывает так, что бесхозные гаражи стоят в границах отмежеванных, то есть приватизированных земельных участках многоквартирных домов. Наши полномочия на такие строения не распространяются — только собственники должны договариваться друг с другом о сносе такого гаража.

Машина в гараже — это пережиток. Убежденным сторонником сноса гаражей является Виктор Брагин, член правления Союза архитекторов, доцент кафедры архитектуры КубГТУ. Он считает, что на освобожденных территориях прежде всего следует создавать зеленые зоны.

— Я сам житель Черемушек, — говорит Виктор Брагин. — В микрорайоне, где проживает более 100 тысяч человек, есть только одна благоустроенная территория — у кинотеатра «Болгария». А ведь по утвержденному Генплану все гаражи — это рекреационные зоны. Это могут быть парки, скверы, бульвары, их нам очень не хватает. И я уверен, что их создание люди будут приветствовать. К тому же стоят гаражи нередко на коммуникациях, чего тоже быть не должно. Вспомните, как сложно было из-за таких вот строений прокладывать трамвайные пути в Московский микрорайон. Та же проблема будет и на Гидрострое, и на улице Восточно-Кругликовской — они тоже там будут мешать.

 — Я больше скажу, — продолжает архитектор. — Считаю, что гаражная амнистия — это неправильное решение. Чего их узаконивать? Хранить машину в гараже — это пережиток советского времени, 90-х годов, когда все стали незаконно эти коробки устанавливать. Но тогда была другая, гаражная культура. А сейчас менталитет изменился. Машины стоят на открытых парковках, во дворах, и оказалось — ничего страшного, все к этому привыкли, а ведь машины покруче, чем тогда были! Психология в обществе поменялась! Вот у нас во дворе: мы на своей земле разметили парковку, причем не асфальтировали, а отсыпали гравий, дождевая вода не задерживается. На ней поместилось 30 машин, и даже для маленького скверика место осталось.

Место встречи можно изменить. А что делать с гаражной субкультурой? С мужскими посиделками в гаражах, столь популярными в 80-х — 90-х годах прошлого века?

 Об этом рассуждает урбанист, автор проекта «Городские истины» Мирослав Гриценко:

 — Еще полвека назад у каждого советского гражданина была мечта, точнее, две мечты: своя машина и свой гараж. Достаточно вспомнить фильмы «Берегись автомобиля» и собственно «Гараж». Люди буквально сходили с ума, чтобы получить желаемое.

И что в итоге? Сегодня, спустя несколько десятилетий, мы получили города, в которых сбылись тогдашние мечты советского человека. Они переполнены машинами, парковками и гаражами. И уже сейчас очевидно, что такая модель перенасыщенности не делает города комфортными для проживания: тихие улицы превратились в шумные широкополосные шоссе, а микрорайоны окружены стенами из гаражных кооперативов (к примеру, микрорайон Гидростроителей).

Теперь другой момент: гараж для многих мужчин является своего рода отдушиной, третьим местом, помимо дома и работы. Поэтому, если мы говорим про снос гаражей, мужчинам нужны места для проведения досуга во дворах: зоны барбекю, столы для игры в шахматы, беседки.

Я полагаю, проблему следует решать поэтапно, пошагово. Но начать надо с самых ужасных железных «оккупантов» — гаражей-ракушек и прочих металлических коробок, расположенных непосредственно на придомовых территориях.

Это еще и опасно. А коллега, переехавшая из города Белово Кемеровской области, рассказала: в отличие от Краснодара там во дворах металлических коробок практически не осталось, вместо них — заасфальтированные парковки. И мест для авто стало больше, и для зеленых зон место появилось.

 — Как и везде в стране, в Кемеровской области была повальная застройка гаражами, — рассказала Юлия Николаева. — Но вот лет пять назад в области всерьез занялись демонтажем гаражей: расклеивались объявления, собирались собрания, в городах были определены территории, куда эти гаражи можно убрать. Сначала жители разделились на два лагеря: гаражники и противники, но после того как в нашем городе погиб мальчик, прыгавший по этим гаражам (случай был резонансный), у людей возникло понимание, что гаражи не только уродуют облик, но и являются источником смертельной опасности для детей. Например, в небольшом шахтерском городке Белово, население которого около 130 тысяч, дворы удалось очистить от разномастного металлического хлама. Оказалось, после сноса этих строений во дворах нашлось место и большим автостоянкам, и детским площадкам. При этом особое внимание обратили на внутридворовые дороги, сделав так, чтобы могли разъехаться два автомобиля. Дворы стоят чистые! Если кому-то доведется там побывать, сможете сами убедиться, насколько преобразилась придомовая территория.

 Андрей Алексеенко:

— Нам нужен действенный, понятный и эффективный механизм по освобождению территорий города от незаконных капитальных и временных объектов. Это хлам, который просто уродует город. Поэтому контроль, связанный с этой работой, ослаблять нельзя.

Текст: Марина Аванесова