На днях соцсети живо обсуждали новость о возможном повышении цен на такси. Предположительно, они вырастут на 5-10%. В принципе, в этом нет ничего удивительного – стоимость поездок на такси в нашем крае осталась на уровне десятилетней давности. Но почему цены повышают именно сейчас?

Завоевали рынок

После Октябрьской революции таксомоторы относили к «излишней роскоши», а при Сталине пользование ими считалось «буржуазными замашками». Да и в конце 60-х годов XX века такси было доступно далеко не всем. Собственно, поэтому выражение из кинокомедии Гайдая: «Наши люди в булочную на такси не ездят» – и стало крылатым. К примеру, мои родители довольно редко прибегали к услугам такси. И не только потому, что дорого. Как говорила моя мама, не очень-то прилично выделяться, даже имея такую возможность.

И если в 60-70-е годы поездка на такси была шиком, то сейчас это обыденность. И этим мы обязаны агрегаторам такси, которые зашли в наш край несколько лет назад, замкнув на себя большинство мелких местных разрозненных таксомоторных компаний. Агрегаторы установили правила игры, которые требуют неукоснительно соблюдать. Среди них – чистый автомобиль, вежливый водитель, быстрая подача машины. Тех водителей, кто не хотел работать по новым правилам, «увольняли» сами пассажиры, выставляя им низкие оценки за поездку или оставляя негативные комментарии к профилю шофера.

Понятно, что, приходя на давно занятый рынок, агрегаторы должны были еще чем-то привлечь клиентов. И они существенно снизили цену за поездку, причем ее стоимость заказчик видит в приложении сразу, еще до того, как подтвердить заказ. Но вряд ли кто-то всерьез думал, что это навсегда: на фоне подорожания автомобилей, запчастей, других расходных материалов и, конечно, бензина, такая денежная политика должна была когда-то закончиться. Вот и владельцы частных маршруток тоже сдались: в начале года они повысили стоимость проезда на 2 рубля. А сейчас о повышении цены на проезд в муниципальном общественном транспорте задумалось и КТТУ.

Нужно понимать, что агрегаторы такси, по сути, демпинговали цены на услуги своих перевозчиков, вытеснив с этого рынка конкурентов. Теперь же настала пора понемногу «отбивать» затраченные средства. Вряд ли агрегаторы ограничатся 5-10% повышения цен, это будет происходить и дальше, но постепенно.

Минусы тоже есть

Однако в работе агрегаторов такси есть и минусы. Например, водители, которые не знают города. Многие из них – приезжие, с трудом ориентирующиеся на местности.

Недавно минут десять искала машину возле своего жилого комплекса. Хотя, делая заказ, четко сказала, чтобы водитель подъезжал ко второму по счету шлагбауму от ул. Российской. Для понимания: шлагбаумов для въезда и выезда всего два. Но это полдела. Давно ничему так не радовалась, как наличию навигатора в машине. Иначе мы просто никуда не доехали бы. Водитель не знал, как с Московской повернуть на Зиповскую и почему в час пик не следует выезжать на ул. 40-летия Победы. И таких историй только в нашей редакции наберется с десяток.

Второй минус работы московских агрегаторов – невозможность связаться с оператором в случае каких-то недоразумений. Некому пожаловаться или просто задать вопрос. Ищу в интернете номер телефона компании Яндекс. В разделе «Отдел по связям с общественностью» указана только электронная почта. Я даже не могу выяснить, получили они мои вопросы, собираются ли на них отвечать и когда?

Руководитель Консультационного центра «Трио» Денис Чумаков отмечает, что их таксомоторная компания работает не только в нашем крае, но и в других регионах России. И в каждом городе имеется свой офис.

– У агрегатора минимальные требования к водителям. Среди них – 3-летний стаж вождения, ежедневный фотоконтроль в программе. И конечно, мало кого волнует, знает ли водитель хотя бы центральные улицы города, где собирается работать. А если и волнует, то это просто невозможно проверить: на работу ведь принимают дистанционно. Мы же берем водителей на работу очно, после собеседования. И клиент всегда может нам позвонить, задать вопросы или пожаловаться.

В составе Союза транспортников Кубани более 120 автотранспортных предприятий, в том числе таксомоторные компании. Его президент Иван Петров говорит, что слышал эту новость, но не готов ее комментировать,  так как тарифы устанавливают непосредственно агрегаторы.

– Вы наверняка слышали о том, что Яндекс.Такси тестирует беспилотные такси. Почему этот проект развивается? Потому что существует дефицит профессиональных кадров. А этот дефицит, в свою очередь, образовывается из-за того, что водитель недостаточно зарабатывает: желающих не так уж много. Поэтому берут на работу тех, кто идет.

По мнению Ивана Петрова, если бы агрегаторы выставляли определенные требования и эти требования регламентировались законом, то водителей без опыта и без стажа вождения, да и без знания русского языка просто не брали бы на работу. Кто дает заказ, тот и регулирует рынок. А сегодня заказчик – агрегатор, который по большому счету не отвечает за машину, что приехала к пассажиру.

Президент Союза транспортников Кубани видит решение этой проблемы только в принятии закона на федеральном уровне, который четко регулировал бы работу такси.

А нам, пассажирам, нужно прежде всего качество. Пусть даже будет меньше игроков на рынке, переживем и незначительное поднятие цен. Но нам надо, чтобы такси отвечало всем современным требованиям южной столицы.