Нелепые автоманевры на рельсах регулярно становятся причиной длительных пробок и простоя городского электротранспорта.
Не лихачьте перед трамваем!
И вот проходит 5, 10, 20 минут, ваш вагон не двигается, люди нервничают, кто-то в сердцах выскакивает и пытается поймать такси, впрыгнуть в переполненную маршрутку. Люди звонят начальству, в рабочие чаты сыплются сообщения об опоздании. Знакомая ситуация? Определенно!
Под колеса трамваев лезут все — от легковушек до маршруток и бетономешалок. С начала года недели не проходит, чтобы в городских пабликах не появилось новое фото или видео, как очередной лихач «зацепился» за рельсы.
Помимо «виртуозов» вождения, есть и любители парковаться впритык к трамвайным рельсам. Удобно так людям. Но ведь вагоны-то по габаритам разные! Если какой-то и сможет пройти, не задев стоящую машину, то другой остановится и будет вынужден ждать водителя.
Несмотря на то что на некоторых улицах Краснодара действует запрет движения по трамвайным рельсам, многие автомобилисты нарушают его, чтобы объехать пробки. Эти тоже доставляют много хлопот водителям трамваев, задерживая движение. Остается только надеяться, что никто из них внезапно не заглохнет или нечаянно с кем-нибудь не столкнется.
География нарушений
До начала ремонта излюбленным местом лихачей по утрам была улица Московская, немало таких мест и в других районах, и в центре. Рано утром 17 марта иномарка вылетела на рельсы и парализовала движение трамваев на 46 минут. Инцидент произошел на Садовом мосту, недалеко от остановки «Улица Промышленная». Через два дня, 19 марта, на пересечении улиц Стасова и Ставропольской столкнулись легковушка и грузовик, заблокировав путь трамваю №10 в сторону Уральской, из-за чего вагоны стали разворачивать через Дубинку.
Вот еще один из недавних случаев. Работу общественного транспорта прервали два столкнувшихся автомобиля на пересечении Коммунаров и Длинной. Две иномарки «встретились» на трамвайных путях и парализовали движение электротранспорта на 32 минуты.
Каждое новое ЧП на рельсах вызывает бурную реакцию в соцсетях. Люди негодуют: ну, вот опять, сколько же можно! «Кто их просит лезть на рельсы?», «Пусть виновники платят по полной за все: и за простой, и за поврежденные рельсы, хорошо бы еще и за моральный ущерб не только водителям трамваев, но и пассажирам, многие из которых по их милости опаздывают на работу и получают взыскания», «Вот заплатят такие водители за свою шалость 50-70 тысяч рублей, а то и больше, может, подумают в другой раз», — возмущаются краснодарцы в соцсетях.
Отделять рельсы от дороги
Однако проблема будет оставаться, если не предпринять каких-то более кардинальных шагов. Своим видением решения проблемы поделился урбанист, активист общественной группы «Городские решения» Мирослав Валькович:
— Нужно понимать, что, как бы мы ни старались, всегда будут находиться те, кто не соблюдает Правила дорожного движения или же не до конца осознает габариты своих автомобилей. Да, нарушителей нужно искать и наказывать, в том числе с помощью видеофиксации. Но все равно этим существенно вопрос не решить. Не спасут и эвакуаторы, потому что их работа тоже занимает определенное время. Поэтому одну из важных задач я вижу в том, чтобы создавать технические условия, позволяющие максимально обособить трамвайные пути. Что это может быть? Высокие бордюры или ограждения, высокие островки безопасности, дополнительное озеленение, на которые невозможно припарковаться. Чем меньше трамвайные пути будут пересекаться с автомобильными, тем меньше будет нарушений. Да и вообще выше пропускная способность и скорость трамвайных линий.
В целом с этой идеей согласны и в департаменте транспорта и дорожного хозяйства города.
— Вопрос урегулирования этой проблемы сейчас в стадии обсуждения, рассматриваются разные варианты. Наиболее оптимальные из них будут применены на практике, — пояснил замдиректора департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимир Анфиногенов.
К слову, на еженедельной планерке, которую вчера провел глава города Евгений Первышов, мэр поручил своему заместителю Артему Доронину подготовить информацию о работе, проводимой в отношении нарушителей Правил дорожного движения. Речь о ДТП, связанных с порчей муниципального имущества.
Между тем в самом КТТУ обращение в суд из-за простоя общественного транспорта по причине ДТП — не самоцель.
— Самое важное для нас — не потерять доверия пассажиров, — рассказал директор КТТУ Александр Грачев. — Наша деятельность максимально направлена на то, чтобы минимизировать простои. Мы перенаправляем транспорт по другим, дублирующим маршрутам. К примеру, если что-то случилось на ул. Коммунаров, то мы отправляем трамваи по Садовой.
Хотя формула расчета ущерба предприятию от простоя транспорта, безусловно, существует. По сути, это сумма выручки, которую собирает тот или иной маршрут за единицу времени. В час пик это одна сумма, в межпиковое время — другая.
— К примеру, в утренний час пик трамвай собирает за 60 минут, грубо говоря, 2,5 тысячи рублей. В межпиковое время, когда людей значительно меньше, это может быть 1,5 тысячи рублей. Обращаться в суд, чтобы взыскать эту сумму с виновника ДТП, наверное, выйдет дороже, — отметил Александр Грачев.
— Но судебные разбирательства все же случались?
— Да, судебная практика существует. Средняя сумма возмещения составляет 2-4 тысячи рублей. Максимальная сумма возмещения, за которую мы судились более 4 месяцев, составила 15 тысяч рублей.