
Тренд последних лет — на освобождаемых земельных участках разбивать скверы или аллеи, обустраивать социальные объекты. И это заложено в главном градостроительном документе Краснодара — Генплане. Как использовать эту территорию так, чтобы она стала полезной и ни в коем разе не оказалась типовым проектом, а имела свою изюминку, выясняли «КИ».
Подарите «ренессанс»
Городской администрации выпал прекрасный шанс доказать жителям: иметь недалеко от дома современное качественное место отдыха гораздо важнее, чем удобство ограниченного количества владельцев авто. Так считает урбанист Денис Лысов.
— Этот проект сможет подарить району т.н. ренессанс: непосредственная близость к Кубанскому государственному университету дает возможность сделать место для отдыха и прогулок студентам, что, в свою очередь, привлечет дополнительный поток поступающих в вуз. Жители заработают на недвижимости — дома и квартиры вблизи вырастут в цене, как уже случилось с Дмитриевским сквером, и это лишь часть плюсов. Поэтому важно не только благоустроить очередной сквер или парк, а создать именно место, которое станет образцом для других городов в части использования освободившейся территории ГСК, — подчеркивает Дмитрий Лысов.
По его мнению, главное, на что здесь нужно сделать упор, — это озеро Карасун, которое необходимо привести в порядок. Это место может стать общественным природным бассейном, а прилегающая территория — пляжем, которого пока в городе нет. Это очень дорогой и амбициозный проект, но если воплотить его в жизнь, краснодарцы будут очень признательны. Кстати, озеро в состоянии очищать себя само — достаточно посадить вместо камыша тростник, осоку, кувшинки. И тогда можно будет проводить соревнования по городской рыбалке или просто ловить рыбу.
Футбольные поля, сквер или парковки?
Елена Иванова не просто первый заместитель главы администрации Карасунского округа, но и коренной житель этой территории. Предысторию ГСК длиною в 10 лет, когда Советский районный суд обязал освободить этот земельный участок, знает не понаслышке.
— По Генплану на месте кооператива должна быть общественно-деловая зона, то есть на этом месте могут размещаться только объекты образования, культуры и спорта, — поясняет Елена Иванова. — Часть территории должна отойти спортивной школе «Академия футбола». Считаю это решение приоритетным, потому как у детей должно быть место для занятий спортом. Если останется свободный участок, то, конечно, хотелось бы видеть зеленую зону. Еще у жильцов близлежащих домов есть большая потребность в обустройстве парковок, причем многоярусных.
Такого же мнения придерживается и жительница дома №129 на ул. Димитрова Ольга Шевченко:
— Улицы забиты машинами, даже пройти невозможно! Вот сейчас в нашем дворе по Программе наказов избирателей устанавливают детскую площадку. Раньше на этом месте водители бросали свои автомобили. Что они теперь будут делать и где их оставлять, вопрос открытый. Нам очень нужна парковка на месте ГСК, причем многоярусная. Об этом мы мечтаем уже 10 лет.
Председатель ветеранской организации «Черемушки» Раиса Барейша спит и видит, чтобы часть земли передали под досуговый центр для пожилых людей и для обустройства открытой многофункциональной площадки с уличными тренажерами.
Линейный парк — это круто!
Виктор Брагин, член правления Союза архитекторов, доцент кафедры архитектуры КубГТУ, полагает, что если убрать высоковольтные линии, которые примыкают к ГСК, то возможно создать линейный парк — от самих гаражей вдоль Карасунов в сторону ул. Стасова.
— Я сам житель Черемушек, — говорит Виктор Брагин. — В микрорайоне, где проживает более 100 тысяч человек, есть только одна благоустроенная территория — у кинотеатра «Болгария». Солнечный остров не беру в расчет, потому что не каждый житель Черемушек при желании может быстро добраться до него. Поэтому нужен парк, и только линейный — с летним кинотеатром и другими фишками, которых вообще пока нет в городе.
Сквер с подлинной историей
Урбанист, автор проекта по популяризации урбанистики в Краснодаре «Городские истины» Мирослав Гриценко говорит, что страшные металлические гаражи
в Москве прекратили свое существование в середине 90-х годов XX века. И спустя 25 лет эта практика пришла в регионы. Если честно, давно пора.
— С другой стороны, гаражная субкультура — это целый мир, о котором некоторые и не догадываются, — говорит Мирослав. — Это закрытый клуб исключительно для мужчин, да простят меня женщины. В университетские годы мы сколотили рок-группу, и какое-то время наши репетиции проходили как раз в одном из таких металлических гаражей. Помню допотопный усилитель, множество проводов и колонки что-то вроде Radiotehnika S-90. Было очень круто. Понятно, эти «винтажные» времена не вернуть, но ведь это часть и моей истории.
Гаражную субкультуру урбанист сравнивает со специями, которыми многих из нас приправили. А значит, какими бы страшными ни были эти гаражи, нельзя просто так взять и убрать их, не оставив и следа в истории города. Поэтому предлагает сблизить поколения «гаражников» и современников.
— Реализация следующая: проектируем сквер, в центре которого на небольшом возвышении устанавливаем настоящий металлический гараж. Подключаем райтеров, которые превращают боковые стены в совершенство гаражной субкультуры — с машиной над ямой, тесаком, зимней резиной, ключами на 16, стеклотарой, удочками, гитарами, усилителем и т.д. Гаражные ворота (фасад) оставляем как есть. Лишь убираем ржавчину и специально лепим бумажные объявления. Отличным дополнением в непосредственной близости были бы скульптуры мужиков, сидящих на табуретках перед нардами. Вот это, я понимаю, сквер с подлинной историей, — резюмирует Мирослав Гриценко.
Скрытый потенциал
Генеральный директор и владелец консалтинговой компании MACON Илья Володько говорит, что комплексное благоустройство напрямую влияет не только на стоимость квадратных метров, в том числе и на вторичном рынке, но и на ликвидность объектов:
— Приобретая жилье, покупатели сейчас выбирают не только стены, но и социальное окружение, инфраструктуру, обращают внимание на наличие детских садов, школ, парков, мест для отдыха и занятий спортом, хорошую транспортную доступность. Люди начинают больше ценить общественные пространства, поэтому в таких местах объекты реализуются гораздо быстрее. Но есть вещи, которые не поддаются оценке. Повысится качество и уровень жизни населения в микрорайоне, и это в приоритете.