
Обогащает нравственно
Наверное, вы не раз слышали что-то подобное от родителей: «Ирина Андреевна, мой ребенок будет поступать на специальность «бухгалтерский учет и аудит». Литература ему не пригодится. Не мучайте его своим предметом». Что ответить в таких случаях? Зачем школьникам литература?
– Прежде всего литература расширяет кругозор. Она также формирует мышление: понятийное, ассоциативное. Это необходимо любому образованному человеку. Ну и, пожалуй, самое главное – с помощью литературы ребенок обогащается нравственно, развивает свой духовный мир. Я считаю это немаловажным.
На уроках литературы нам давали под запись разбор того или иного произведения, а потом по нему спрашивали. Если ты начинал сомневаться в предложенной концепции разбора, учителя это не устраивало. А кто вообще определяет, как правильно толковать литературные произведения?
– Лично для меня первостепенная задача – не отвратить от своего предмета. У нас есть авторская позиция. Мы узнаем о ней из писем писателей, их дневников, личных высказываний. Основываясь прежде всего на этих источниках, литературные критики создают тексты, которые помогают нам глубже понять художественное произведение. Авторскую позицию мы должны знать и понимать. Есть такие смыслы и образы, которые сложно постигнуть самостоятельно. Но у моих учеников есть возможность высказать на уроках и собственное отношение к той или иной проблеме. Ребята могут прописывать это в своих эссе, сочинениях. Но они все равно должны отразить и авторскую позицию.

Русскую классическую литературу до сих пор изучают по критике Александра Герцена и Виссариона Белинского?
– Да, это классики критической мысли. Хотя я стараюсь подключать и современные взгляды. Например, мне импонирует точка зрения на русскую литературу нашего современника, критика и поэта Дмитрия Быкова.
Очень тяжело идут «Евгений Онегин» и «Дубровский»
Вам не кажется, что некоторые произведения из школьной программы слишком рано читать в том возрасте, в каком их преподают детям?
– Я поменяла бы последовательность подачи некоторых книг в школьном курсе. Например, «Дубровский» – этот роман изучают в 6-м классе. Для меня преподавать его, пожалуй, наиболее сложно. Тот же «Тарас Бульба», которого дети изучают годом позже, несмотря на то, что это сложное произведение, идет. Наступает тот возраст, в котором можно размышлять. Дети уже понимают, что образ Андрея не так однозначен, что он не просто предатель, забывший отца, Родину, веру. Можем ли мы осуждать этого влюбленного юношу? Насколько отец давил на чувственного, романтичного Андрея? Любовь была его основной потребностью. А отец заставлял его идти на Сечь. Здесь у нас с учениками возникает дискуссия. Мы рассматриваем два-три взгляда на персонаж. Андрей полюбил и поступал по велению своего сердца. Это сложно разбирать, но в 7-м классе возможно. Иной раз по этому поводу слышишь от ребят такие мысли, на которые не каждый взрослый способен. А вот разбирать так «Дубровского» в 6-м классе очень тяжело. Все-таки разница в год в этом возрасте имеет существенное значение. Еще очень тяжело идет в 9-м классе «Евгений Онегин». Школьники часто не понимают поступка Татьяны Лариной, которая любит главного героя, но остается с мужем. А вот разбирать это произведение с ребятами на год старше было бы намного продуктивней.
Странно. В школе «Дубровского» я с удовольствием прочитал. С «Тарасом Бульбой» познакомился намного позже. В школе это произведение меня не особо привлекало.
– Возможно, тут дело в слоге. Александр Пушкин пишет очень легко, просто и понятно, да и сюжет «Дубровского» довольно увлекателен. Слог Николая Гоголя намного сложнее. Но ведь ценность «Дубровского» не только в привлекательности сюжета – там есть и более глубокий смысл. А в 6-м классе приходится проходить его упрощенно, поверхностно. Вы, кстати, знаете, что по статистике самое популярное произведение у школьников «Герой нашего времени»? Это было выявлено при опросе не только 9-клас-сников, которые проходят этот роман, но и 10- и 11-классников, за плечами которых уже Достоевский, Толстой, Горький. Печорин многим импонирует в школе. Поражает, что Лермонтов написал это произведение в 22 года.
Я часто слышу упреки в адрес школьной литературы, что она чрезмерно консервативна. А действительно, почему в программу не ввести, скажем, «Гарри Поттера», «Код да Винчи» или какое-нибудь произведение Пауло Коэльо?
–Таких произведений нет в программе не потому, что школа не хочет меняться, а потому что количество уроков литературы ограничено. Возьмем 10-й класс. В гуманитарном классе на изучение литературы выделяют 5 уроков в неделю, в остальных – 3 урока. Мы не можем и не имеем права отказаться от классиков. Если мы будем включать новые произведения в программу, тогда придется убрать что-то другое.
Из Пушкина в школе проходят «Дубровского», «Полтаву», «Капитанскую дочку», «Бориса Годунова», «Медного всадника», «Евгения Онегина» плюс серию стихов и сказок. Может, стоит убрать того же малопонятного шестиклассникам «Дубровского» и заменить его на «Гарри Поттера»?
– Я против того, чтобы мы убирали из программы произведения золотого века русской литературы. Современные произведения мы изучаем в рамках проектной деятельности. Она предполагает, что ученики раз в неделю на протяжении всего года работают над каким-то проектом. В рамках такой деятельности и можно изучать современную литературу. Мы создавали проекты по роману Мариам Петросян «Дом, в котором…» Подросткам это произведение очень нравится. По «Гарри Поттеру» одна из моих учениц тоже делала проект. В этой деятельности мы пытаемся выйти за рамки одной лишь литературы, привлекая сюда историю, социологию, психологию, обществознание. Каждый ученик выбирает одно произведение или несколько, а в конце защищает свой проект перед одноклассниками.
Всегда были те, кто не читал
Какое литературное произведение вы исключили бы из школьного курса литературы?
– Я не настолько компетентна, чтобы менять школьную программу.
Просто интересует ваше субъективное мнение на этот счет как обычного человека.
– Я убрала бы «Историю одного города» и заменила бы ее на роман «Господа Головлевы». Если мы изучаем Михаила Салтыкова-Щедрина как сатирика, для этого достаточно познакомиться с его сказками. А ребенок выходит из школы с однобоким и, как правило, негативным восприятием этого писателя. Сказки хоть как-то идут, а вот «Историю одного города» многим осилить трудно.
Сейчас принято считать, что современная молодежь вообще не открывает книг. Это так?
– Я воспринимаю подобные утверждения иронично. Всегда были дети, которые что-то читали, и были те, кто не открывал книг. Я сама в школе мало читала. Возможно, меня не увлекали уроки литературы. Возможно, было еще не время. Однако сейчас я связала с этим свою жизнь. Мое осознание профессии пришло ко мне в 11-м классе. За год перед поступлением я записалась на подготовительные курсы в КубГУ на филологический факультет. И за это время наверстала все и даже прочитала больше. У меня возникло желание, появилась мотивация. Я не могу сказать, что была обделена, потому что прочитала все эти произведения в 17 лет, а не тогда, когда это требовалось по программе. Считаю, что время читать приходит к человеку в разном возрасте. Моя задача как учителя — привить интерес, увлечь. Мне важно, чтобы ученики узнали суть. Иногда текст влияет на душу, и интерес возникает во время урока. Вчера мы читали, как умирал Андрей Болконский. У некоторых в классе текли слезы, когда зачитывался этот отрывок, – это то, что нужно.

Что вы сейчас читаете?
– «Анну Каренину». Когда-то моя бабушка дала мне завет: прочитать это произведение три раза. Первый раз – до замужества. У меня это как раз совпало с поступлением. Второй раз надо прочитать, когда я выйду замуж и буду иметь детей. Именно в таком статусе я и перечитываю сейчас роман. Третий раз «Анну Каренину» следует перечитать в старости, на пенсии. Казалось бы, одно и то же произведение, а восприятие в разные годы абсолютно разное.
Какая из последних книг вас особо впечатлила?
– Впечатляет многое, особенно из нашей классической литературы. Из последнего меня поразил роман Харпер Ли «Убить пересмешника». Это достаточно популярное произведение, но мне как-то не доводилось с ним познакомиться раньше. На сегодня для меня это один из лучших зарубежных романов.