Есть люди, которые обожают находиться в центре внимания, даже если последнее сопряжено с оттенком скандальности. Вот, например, актер и режиссер Иван Охлобыстин. На второй всероссийской конференции «Время — вперед» снова стал главным ньюсмейкером, заявив: «Надо вернуть смертную казнь. Я не хочу платить за того маньяка, который убил, например, в Битцевском лесу. Да, слетит еще несколько сотен голов невинных, но содержать этих ужасных людей — зачем?»
Провокация удалась на славу, и в стране снова заговорили о возможной отмене моратория на смертную казнь, введенного еще в 1997 году. Впрочем, нельзя сказать, что все россияне дружно ратуют за возвращение высшей меры наказания, как это было в 90-е годы. Сказались, видимо, уроки уголовных дел Чикатило и Михасевича, когда еще до поимки этих маньяков за их преступления были осуждены десятки людей, а некоторых успели и расстрелять. Ныне, по данным фонда «Общественное мнение», за смертную казнь высказывается лишь половина наших соотечественников, остальные воздерживаются или возражают.
Мнения краснодарцев по данному вопросу тоже оказались не столь категоричными, как у Охлобыстина. Известный скульптор Валерий Казас, автор модных арт-объектов у нас и за рубежом, полагает: «Людям свойственно ошибаться. Поэтому от ошибок при вынесении приговора никто не застрахован. Быть может, смертная казнь и служит сдерживающим началом, но невиновных казнить нельзя ни в коем случае. Этому нет оправданий. Что касается Охлобыстина, то актер он, конечно, хороший. А вот как общественный деятель — неоднозначный. Вопрос о смертной казни очень сложный, и решать его с наскока, тем более соглашаясь на заведомые жертвы, не следует».
Настоятель Святоскорбященского храма протоиерей Алексей Касатиков напомнил, что Охлобыстин, хоть и запрещен в служении, но «не низвержен из сана» и формально является священником. «Такая позиция для служителя православной церкви весьма странна. Хотя церковь не выступает категорически против смертной казни, последняя признается исключительной мерой. Никакие деньги не перевесят ценность человеческой жизни. Особенно если речь идет о невиновных. Но даже осужденным за реальные тяжкие преступления необходимо дать время для покаяния. Тем более что речь идет о единичных случаях, эта категория осужденных ничтожна в масштабах страны».
На мой взгляд, смертная казнь не есть панацея и выход из ситуации. Некоторые думают, что страх этого наказания кого-то остановит. Это не так. Мы имеем пример Китая, где пачками расстреливают коррупционеров, а их родным отсылают счета за казнь, но взяток от этого не становится меньше. Есть цивилизованные страны, допускающие смертную казнь. И там все равно довольно высокий уровень преступности. Возьмите, допустим, США. Есть цивилизованные страны, где нет смертной казни и где преступность на порядок ниже. Это многие европейские страны. Россия присоединилась с Европейской хартии по правам человека и ввела мораторий на смертную казнь. Не думаю, что в ближайшее время уместно его отменять,
Что касается меня лично, то мне очень хотелось бы напомнить Ивану Охлобыстину слова волшебника Гэндальфа из трилогии «Властелин колец»: «Многие из живущих достойны смерти и многие из мертвых — жизни. Ты умеешь воскрешать мертвых? Тогда не спеши осуждать на смерть».