В Краснодаре есть улицы, «выросшие» относительно недавно, материалы о которых приходится собирать по крупицам у живых свидетелей. А есть улицы, имеющие богатую историю. К ним, несомненно, относится  ул. им. П.Ф. Тюляева в Комсомольском микрорайоне, участок которой — от ул. Уральской до ул. Сормовской — недавно отремонтировали.

Павел Тюляев, советский государственный и партийный деятель, член ВКП(б) с 1929 года, чьим именем названа улица, в довоенном Краснодаре занимался культурным и хозяйственным обустройством: облагораживал скверы, парки, бульвары.

Любопытный факт: Тюляев стремился придать Краснодару столичный облик, но, несмотря на это, являлся ярым противником автомобилей — он считал, что они отравляют воздух выхлопными газами. И даже предлагал закрыть движение по Красной, оставив ее только для пешеходов, и превратить улицу в цветущий бульвар. Местную ярмарку по его указанию разместили в северной части города.

Пять домов и башенные краны

Галина Борисовна Малышева, жительница дома №37 на ул. им. Тюляева, прекрасно помнит, как выглядел Комсомольский микрорайон 43 года назад: пять первых многоэтажек, в одной из которых она с мужем получила квартиру, и десятки башенных кранов вокруг. Деревья возле домов появились чуть позже, когда друг за другом начали вводить жилье в эксплуатацию.

— Наш дом сдали одним из первых не только на Тюляева, но вообще в Комсомольском микрорайоне, — вспоминает Галина Борисовна. —  Везде стройка, грязь… А непосредственно улицы тогда фактически не существовало. Был проезд, который сделали застройщики, чтобы подъезжать к своим объектам. На момент заселения возле нашего дома ни одного магазина не было. Поэтому я шла через весь Комсомольский на ул. Уральскую за продуктами. Тогда вообще из одного конца города в другой добирались довольно быстро. К примеру, на машине можно было минут за 20 доехать от ул. Тюляева до ул. Северной. Тогда ходил только общественный транспорт, мало кто имел личный автомобиль — это было большой роскошью в те годы!

Улицу ремонтировали, и не раз. Но в последнее время ее состояние оставляло желать лучшего, поэтому местные жители очень рады, что в этом году ее привели в порядок.

Километр ровного асфальта

Максим Косинцев, главный специалист отдела содержания и развития улично-дорожной сети городского департамента транспорта и дорожного хозяйства, подчеркивает: по контракту все участки улиц по нацпроекту «Бе-зопасные качественные дороги» должны быть отремонтированы до 30 сентября текущего года. На сегодняшний день уже приведены в порядок 19 дорог в разных частях города, а это более 16 км. На остальных городских артериях работы близятся к завершению.

— На участке улицы им. Тюляева — от ул. Уральской до ул. Сормовской — общей протяженностью около 1 км постелили асфальт на проезжей части, нанесли дорожную разметку и установили дорожные знаки, — говорит Максим Косинцев.

Выполнить национальный проект «Безопасные качественные дороги» этапа 2022 года в Краснодаре планируют до конца мая. А это значит, что останется больше времени для  подготовки к программе 2023-го и, соответственно, можно начать ремонтные работы уже в этом году.

Андрей Алексеенко, глава города:

— Дорожный нацпроект в нашем городе реализуется хорошими темпами, с серьезным опережением графиков. Но самое главное, конечно, не скорость, а качество выполненных работ. Важно, чтобы эти дороги долго прослужили жителям Краснодара. В этом году приступим к ремонту улиц уже из плана нацпроекта на 2023 год.

Всего в 2022 году в Краснодаре по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» отремонтируют 33 участка дорог протяженностью около 30 км.

Текст: Зара Хушт