Колючки, костры и ряженая молодежь

Новый год осетины, как почти все народы мира, отмечают 1 января. Но более значимым праздником у них считается Старый Новый год — «Ног Бон», что в переводе означает «новый день». Он приходится на время окончания поста, и изобилие праздничных блюд служит символом благополучия семьи в течение всего наступившего года.

На новогоднем столе обязательно присутствуют мясные блюда, домашнее масло и ритуальный круглый пирог «Артхурон», посвященный богу Солнца. Чтобы защитить дом от злых сил, у входа вешают колючки. На рассвете во дворе разжигают костер —
перед ним члены семьи озвучивают свои новогодние пожелания, а ряженая молодежь ходит по улицам, устраивая веселые представления.

Украшают не шрамы, а сдержанность

В отличие от многих систем воспитания, где детей лелеют, во всем им угождают, у осетин с первых лет жизни к ребенку предъявляются достаточно жесткие требования. С раннего детства он должен уважительно относиться ко всем. Ему внушают: «Это же отец! Это старший брат! Ты что, это же дядя! Что подумают люди — это же гость!». Зачастую достаточно лишь взгляда родителя, чтобы ребенок понял, что так делать нельзя.

В старину в первые годы жизни ребенка за ним имела право ухаживать только мать — отцу не дозволялось до него даже дотрагиваться. Краснодарские осетины в связи с этим часто вспоминают историю из жизни поэта Косты Хетагурова: младенцем он едва не скатился с крыши сакли, и его отец, чтобы спасти ему жизнь, наступил на край детской рубашки и держал его так несколько часов, пока не вернулась мать. Некоторые осетины чтут подобные обычаи в воспитании до сих пор.

Плачьте, не сдерживайте себя

Согласно общепринятым правилам кавказских народов, усопшего надлежит омыть и обрядить в парадный костюм. У осетин считается, что чем больше слез пролито по покойнику, тем счастливее окажется его пребывание на небесах. Поэтому раньше, чтобы проводить умершего в последний путь, приглашали профессиональных плакальщиц, услуги которых стоили очень дорого.

Похороны проводят в первые два дня после смерти. После предания покойного земле участники церемонии произносят над могилой короткие речи, а затем отправляются на поминальный обед. Блюда для него готовят соседи, так как в доме умершего до момента его погребения огонь разжигать нельзя.

Еще одним осетинским обычаем было проведение в день похорон различных состязаний, например, по стрельбе из винтовки или скачек. Призами же становились вещи покойного: кинжал, пояс, различные предметы одежды.

Текст: Зара Хушт