
К хорошему быстро привыкаешь
Помните, как еще около пяти лет назад мы радостно оглядывались на новенького «Витязя» и хотели на нем прокатиться? К хорошему быстро привыкаешь! И сегодня новые трамваи стали для нас обыденностью. Ни для кого не секрет, что город делает ставку на самый быстрый вид общественного транспорта — трамвай. И в этом направлении сделано очень многое.
По словам Александра Грачева, директора Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления, в этом году досрочно завершили трехлетнюю программу обновления парка и приобрели 103 новых трамвая. На место дребезжащих вагонов с неудобными сиденьями в салоне пришли современные комфортабельные низкопольные трамваи. Все они снабжены площадками для инвалидных колясок, оборудованы радиоинформаторами для инвалидов по зрению, зарядками USB, системой адресного открытия дверей.
Вагоны стали намного комфортнее и для пассажиров, и для водителя. Трамвай плавно набирает скорость и так же плавно тормозит. Правда, в тридцатиградусную жару не все кондиционеры справляются. Но кто из нас мог предположить лет 10-15 назад, что они вообще появятся в общественном транспорте?
Колясочники без проблем могут заехать в вагон с помощью пандуса и комфортно в нем разместиться. Да и потом, Усть-Катавский вагоностроительный завод, поставляющий трамваи Краснодару, является старейшим вагоностроительным предприятием России. И уже мало кто помнит, что в начале 1990-х трамваи в нашей стране хотели списать в утиль: власти решили заменить его маневренными троллейбусами и автобусами. Тогда во многих городах — наших и зарубежных — рельсы закатывали в асфальт, а трамвайную инфраструктуру демонтировали. В нашем городе, к счастью, этого не произошло, а вскоре наступил ренессанс трамвайного движения.
Для того чтобы люди пользовались общественным транспортом, он должен быть не только новым, но и удобным для пассажиров, охватывающим новые густонаселенные районы. И, несмотря на то что автобусы, трамваи и троллейбусы пока проигрывают в конкуренции с личным автомобилем, сделано уже многое. Но предстоит еще больше.
Поэтому неудивительно, что мэр Краснодара Андрей Алексеенко поставил задачу перед собой и своей командой: запуск программы полной модернизации общественного транспорта. В частности, впервые за последние годы вернулись к теме городской электрички, — этот проект заложен в Генплане Краснодара до 2040 года.
Куда еще шагнут рельсы?
Жители Краснодара уже не один десяток лет мечтают о трамвае, который пришел бы в их густонаселенные пробочные микрорайоны. Поэтому мегапроектом этого года можно смело назвать строительство новой трамвайной сети по ул. Московской — впервые после долгого перерыва. Последний раз в Краснодаре трамвайную ветку (причем самую протяженную в городе) прокладывали в Юбилейном микрорайоне 27 лет назад. 18 ноября 1994 года она была принята в эксплуатацию, а 5 декабря открыта для движения. С открытием новой линии: ул. Каляева — ул. Минская — проспект Чекистов, от ул. Калинина до Рождественской набережной, где обустроено оборотное кольцо, был организован маршрут №11.
Необходимость в строительстве трамвайного полотна по улице Московской — от Солнечной до Петра Метальникова — не вызывает сомнений ни у кого, кто хоть раз бывал в этом микрорайоне. Общая протяженность новой линии в оба конца составит около 5 км. На сегодняшний день строительство линии выполнено на 75%. В частности, завершено переустройство сетей в районе улиц Московской и Солнечной. Уложено 3800 м новой рельсошпальной решетки. Продолжаются работы в подземных переходах через улицы Московскую и Петра Метальникова. Планируется, что новая трамвайная линия заработает в конце марта 2022 года.
Помимо строительства ветки по Московской, предусмотрено несколько этапов создания трамвайных путей и в других частях города. Так, первый этап запланирован на 2022-2025 годы. В его рамках планируется протянуть линию в юго-восточную часть города — в микрорайон Гидростроителей.
Она пройдет от улицы Трамвайной до Снесарева через Мачуги, Автолюбителей и Невкипелого. В результате здесь появятся 5 км трамвайного полотна, 6 остановочных пунктов и разворотное кольцо. Прогнозируемый пассажиропоток — 6,8 млн человек в год, а на строительство направят более 3 млрд рублей.
Во время реализации первого этапа трамвайную ветку планируется протянуть в северо-восточную часть Краснодара — микрорайон Восточно-Кругликовский. Она пройдет по ул. Красных Зорь от Достоевского, далее по улицам Российской, им. Жлобы, Восточно-Кругликовской, 40-летия Победы, Героев-Разведчиков до ул. Домбайской, с устройством разворотного кольца.
Второй этап запланирован на 2025-2030 годы. Он нацелен на развитие транспортной системы Восточно-Кругликовского микрорайона. Трамвайную ветку протянут в район поселка Плодородного от ул. Героев-Разведчиков по ул. 40-летия Победы до ул. Багряной, с обустройством разворотного кольца, а также построят трамвайно-троллейбусное депо. Завершающий этап намечен на 2030-2034 годы. На этот период запланировано продление трамвайной линии от пересечения Московской с ул. им. Петра Метальникова до территории
Баскет-холла. Также предполагается строительство трамвайной линии от Баскет-холла до «Немецкой деревни». Дополнительно проложат трамвайную линию от микрорайона Немецкая деревня до ул. Западный Обход, Красных Партизан до Западного трамвайного депо, расположенного по ул. Толбухина.
Личное мнение
Жалоб не было — были одни благодарности
Анатолий Панин, экс-руководитель Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления, вспоминает, как прокладывали новую трамвайную линию в Юбилейный микрорайон:
— Строительство трамвайной ветки в Юбилейном было сопряжено со многими сложностями. Самая главная из них — расселение частного сектора. Сейчас в это сложно поверить, но в 90-е годы XX века улица Минская больше напоминала узкую проселочную дорогу. Чтобы проложить трамвайные пути, нужно было снести правую сторону частных домов по улице Минской от ул. Каляева до Юбилейного микрорайона, а жителей — расселить. На это ушло очень много времени, и были сложности с расселением. Поэтому в общей сложности строительство трамвайной ветки заняло около десяти лет. Но все трудности того стоили, потому что на тот момент в Юбилейный микрорайон курсировал только небольшой автобус №9.
Во время торжественного открытия трамвайной ветки не обошлось без курьезов. Мы ждали мэра города Валерия Самойленко. Но к нам подошел растерянный замглавы города Вячеслав Темников и объявил о том, что пришел факс из администрации края, где говорится о снятии Валерия Самойленко с должности. Это было как гром среди ясного неба! Не знали, что делать, открывать трамвайную ветку или нет… Все-таки к назначенному времени подъехал Валерий Самойленко и скомандовал: «Поехали!» По традиции уже в вагоне открыли бутылку шампанского и выпили по рюмашке.
Трамвайный маршрут пользовался огромной популярностью, жители Юбилейного начали выходить на ул. Минскую, чтобы уехать на трамвае. Жалоб не было — были одни благодарности. Через неделю в Юбилейный микрорайон пришлось пустить двойные вагоны. Очень рад тому, что в Краснодаре строят еще одну ветку, которая, несомненно, будет очень востребованной.
Факты
Всего Усть-Катавский завод за 3 года поставил в Краснодар 103 новых трамвая:
- 2019 — 35;
- 2020 — 35;
- 2021 — 33.
Статью подготовила Зара Хушт