Кто станет хозяином?

Проект реализуется при поддержке Правительства России и ВЭБ.РФ. Речь идет о строительстве 35,6 км трамвайных путей в западной части города. Это не только новые линии, но и вся сопутствующая инфраструктура, а также приобретение нескольких десятков современных трамваев.  Общий объем инвестиций в рамках проекта составит 28,4 млрд рублей.

Соглашение заключено на 25 лет. Титульным собственником новых трамвайных путей и приобретенных вагонов будет администрация Краснодара.

Отдельно отметим, что в документе прямо не говорится о покупке именно 100 трамваев.

Как пояснили «КИ» в пресс-службе «Синары — ГТР», речь идет о выделяемой на подвижной состав сумме, это почти 9,7 млрд рублей. Пока не определено ни количество, ни технические характеристики трамваев, говорить о точном количестве было бы некорректно. Этот показатель рассчитывают озвучить позже, в рамках подписанного соглашения. Будет учитываться традиционное изменение (индексация) цен, которое два раза в год фиксируется федеральным Минэкономразвития. 

Расширят и Западный обход

В мэрии также отметили, что заключенное соглашение поможет не только разгрузить дороги на одном из самых напряженных направлений, но и позволит расширить дороги.

— Трамвай — самый удобный и комфортный общественный транспорт. Он не стоит в общем потоке, не зависит от дорожного трафика. Для новых быстрорастущих микрорайонов  это оптимальное решение, в этом направлении и будем двигаться дальше. Одновременно со строительством трамвайных линий будет расширяться и дорожное полотно Ближнего Западного обхода. Уверен, это уменьшит пробки и положительно повлияет на обстановку на дорогах,
— прокомментировал «КИ» заместитель главы города Владимир Архипов.

Мнение экспертов

— Во-первых, заключение соглашения вселяет некий оптимизм, что дело будет доведено до конца. Как показала практика, реализовать подобные проекты за счет бюджетных средств  практически невозможно. Слишком они капиталоемкие. Во-вторых, механизм государственно-частного партнерства хорошо зарекомендовал себя не только за рубежом, но и в нашей стране — в частности, в Казани. А в Санкт-Петербурге, например, есть частный трамвай «Чижик». Есть возможность изучить опыт и взять лучшее. В-третьих, раз есть коммерческий партнер и он рискует своими деньгами, значит, он заинтересован в том, чтобы реализовать проект быстро. От этого зависит, сколь скоро он начнет получать от него прибыль,
— уверен бизнес-консультант, профессор, доктор экономических наук Александр Полиди.

Экономист добавил, что район, в котором будет строиться новая трамвайная ветка, — сегодня один из самых напряженных.

— Я видел проект и понимаю, что именно ветка в Немецкую деревню наиболее детально просчитана в рамках проекта «Магистраль», который был представлен мэрией города в начале 2021 года. Это пилотный проект. Работа покажет, насколько реально построить и остальные ветки,
— резюмировал Полиди.
— Ветка в Немецкую деревню свяжет город с общественным ядром («Экспоград Юг», «Баскет-холл», Дворец водных видов спорта, Ледовый дворец, СК «Чемпион», ТЦ «Красная площадь», «Парк достижений»). Мне кажется, выбор направления правильный. Ветка в поселок Российский, о которой так много говорят сейчас, обеспечит маятниковую миграцию — с работы домой и обратно. Это не так эффективно,
— добавляет позитива сооснователь архитектурно-дизайнерского бюро CG Garnet Артем Слюсаревский.
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Строительство начнется к концу года

Бизнес, который реализует подобные проекты еще в нескольких городах страны, обещает построить трамвайную инфраструктуру максимально быстро.

— Для нас это третий проект. Мы уже строим трамвайные линии в Таганроге, в котором  полностью обновляем трамвайные пути и поставляем 50 единиц подвижного состава. В Челябинске мы модернизируем троллейбусную инфраструктуру и ставим на линии 68 машин,
— прокомментировал «КИ» генеральный директор «Синары — ГТР» Евгений Васильев.

Собеседник добавил, что работа над краснодарским проектом концессионного соглашения велась почти год. Было разработано технико-экономическое обоснование.

— Мы практически готовы приступить к строительству первого участка протяженностью 300 метров — от пересечения улиц Красных Зорь и  Московской выполнены почти все работы. Эта линия необходима для соединения существующего каркаса с новым направлением трамвайных путей. До конца года планируем приступить к проектированию большого участка — от Западного трамвайного депо до  Немецкой деревни. Уже в следующем начнем строительство. И несколько слов по поводу подвижного состава: сейчас определяемся с точными датами поставки и рассчитываем начать их уже в 2023 году,
— продолжил Васильев.

Трамвайные линии в Краснодаре планируется протянуть еще в нескольких направлениях — в общей сложности более 70 км. Проекты пока в работе. Но есть надежда, что проект «Магистраль» в ближайшем будущем станет реальностью.

В рамках проекта будут построены:

  • дополнительный трамвайный путь на пересечении ул. Московской и ул. Красных Зорь, протяженность — 0,2 км;
  • линия по ул. им. Толбухина от Западного трамвайного депо до Немецкой деревни, протяженность — 14,6 км;
  • линия от Немецкой деревни до спорткомплекса «Баскет-холл», протяженность — 11,2 км;
  • линия от «Баскет-холла» до ул. Московской, протяженность — 9,6 км.

Общая протяженность линии составит 35,6 км. Также за три года закупят 100 новых трамваев.

ООО «Синара — городские транспортные решения Краснодар», 109028, г. Москва, муниципальный округ Басманный, пер Подкопаевский, д. 4, ком./офис 12д/1. ОГРН: 1227700323400

Материал подготовил Владимир Приходько