Уже несколько дней горячо обсуждается произошедшее в Казани. Эмоции не стихают. Очень больно за родителей, потерявших самое дорогое. Моя первая реакция была, как у многих мам: не пойти на работу, не пустить в школу детей, крепко обнять их и дышать им в макушку. Прижать, сберечь… От чего? От чего сберечь?

В краснодарских школах уже много лет как ужесточен пропускной режим. Ни в одно учебное заведение города просто так не пройдешь. Но что происходит там, внутри, в этой школьной вселенной? Что в головах детей, создающих каждый день отдельный мир, в который на полдня уходят мои чада?

Ау, ребята! Сейчас это не работает

– Ну, вы же понимаете, что казанский стрелок, как и керченский, – это чистой воды психиатрия, – удивился краснодарский психолог, который не захотел, чтобы упоминали его имя. – Это резонансный случай, но не рядовой. Гораздо важнее сейчас обществу принять очевидный факт: ответственность за ребенка несет не только школа. Этот опасный постсоветский флер. Раз отправил ребенка в школу, то все! Там его воспитают, там за ним проследят! Ау, ребята! Сейчас это не работает. Нет, конечно, многие родители присутствуют в жизни детей. И много небезразличных учителей. Но общая тенденция именно такова, как я описал. Родители и дети не в контакте. Что из этого получается, мы увидели…

Почему он остался один на один с собой

Говорит психолог-психоаналитик Лариса Выжва:

– У парня из Казани, скорее всего, органическое заболевание головного мозга, судя по тому, что читаю в СМИ. И он почему-то жил один? Известно, что у него были сильные головные боли… Вопрос к его родителям: почему пацан остался один на один со своей болезнью? Почему его не обследовали?

В моей практике был такой случай. Мужчина, глава семьи, добрый, любящий, резко изменился и стал избивать жену и детей. Что он с ними творил… Его обследовали, нашли опухоль в голове! Новообразование давило на зону мозга, вот и причина измененного поведения!

Так и с этим парнем из Казани. Пока не понятно, он вообще понимал, что делает? И, опять-таки, почему он остался один на один с собой?

Быть в контакте с ребенком, это как?

– Прежде всего нужно быть в контакте с собой, понимать себя, – продолжает Лариса Выжва. – Тогда мы найдем контакт с любым человеком, в том числе и со своим ребенком. Наши дети основную массу информации считывают бессознательно. Их не проведешь. Нужно не просто говорить «будь честным», но и самому не обманывать, понимаете?

Важно, в какой атмосфере растет ребенок, какой фон его питает. Если в семье поспали-поели, отправили в школу, вечером посмотрели телевизор, то о каком контакте может идти речь?

С ребенком нужно разговаривать, а не просто «какие ты оценки получил?». Интересоваться его делами. Искренне, доброжелательно. Отвечать на его вопросы. Не нагружать проблемами, которые должны решать родители. Тогда вы ничего не пропустите. Я говорю не только о плохом, но и хорошем!

Лариса, а вот такой спорный для многих вопрос. Нужно следить за соцсетями ребенка? Просматривать его телефон?

– Нужно, но не тотально. Гиперопека тоже к добру не приводит.

Наши собеседники-психологи отметили одну и ту же причину нарастания агрессии у детей – это одиночество в семье. Пока мы, родители, заняты карьерой и добыванием денег, нам не до них. А если приплюсуется травля в школе? Триггером к срыву может послужить любой конфликт.

Подростки живут в интернете. И можно сколь угодно призывать к цензуре в Сети, наши умные дети обойдут все запреты. Да, соцсети надо мониторить и знать, чем там занимается ваш ребенок, например, заходить на странички с незнакомых ему профилей. Но все же лучше говорить со своими детьми – каждый день.

Точка зрения Алины Мартиросьян, психолога краснодарской школы №100:

– В целом сейчас образовательная система стремится к тому, чтобы не было такого: родители по одну сторону, школа – по другую. Мы единый механизм. Психологические службы проводят регулярную диагностику с учениками, коррекционные занятия, просветительские мероприятия с родителями, классные часы. Дети, да и любой участник образовательного процесса всегда может обратиться к психологу лично или через соцсети. Законодательно за ребенка несут ответственность родители. И именно в семью возвращаются дети каждый день. Семья – это базовая, формирующая и поддерживающая среда для детей.

Текст: Елена Дубова