![](https://ki-news.ru/wp-content/uploads/2021/07/1624959649241.jpg)
Ребенок не выбирает, а следует за родителями
Мне иногда кажется, что легче написать диссертацию на китайском языке, которого я не знаю, чем вырастить детей в современном мире. Меняются взгляды, появляются новые правила, задач у родителей становится все больше. И выбор правильных мультфильмов для гармоничного развития ребенка, безусловно, одна из них.
Детский контент льется нескончаемым потоком. Как не утонуть в нем? Или, может, лечь спокойно на воду и плыть по течению? Многие мамы считают, что сегодня дети буквально рождаются с планшетом в руках. И, разумеется, мульт-фильмы они смотрят те, которые им доступны и понятны, что здесь такого?
У ребенка в силу возрастных особенностей не сформировано критическое мышление, он просто потребляет и впитывает как губка любую информацию, — комментирует практикующий психолог-сказкотерапевт Галина Арсенян. — Это у взрослого человека есть фильтр, который может что-то отсеять, у ребенка такого фильтра нет. И здесь выбор полностью зависит от родителей. Ребенок, к сожалению, сам ничего не выбирает, а просто следует за родителем.
Клиповое мышление
У меня трое детей: Всеволод, 16 лет, Евангелина, 7 лет, и Агния, 2,5 года. У каждого из них своя история и свои мультфильмы. Сын, например, очень любил и буквально засматривал до дыр все части «Тачек» и историю про робота Валли. С удовольствием и подолгу смотрел полнометражные советские: «Мойдодыр», «Лесные путешественники», «Маугли». Очень нравилась ему старая версия «Простоквашино» и «Ну, погоди!» — классика советской мультипликации.
Не было «Мимимишек», «Барбоскиных» и других мультфильмов, которые сегодня в свободном доступе non stop идут по всем детским каналам. Не было скоростного интернета и не было Yotube. Было проще и было вкуснее! Мультфильмы покупались на дисках. Просмотр хорошего мультика приравнивался к празднику, а самое главное — ребенок смотрел анимационный фильм с начала и до конца, не переключая постоянно каналы и не листая подборку в интернете в поисках чего послаще.
С девочками все иначе. Семилетняя дочь Евангелина в последнее время открыла для себя Yotube-каналы с мастер-классами, где учат делать всякие интересные штуковины: разные коробочки для заколок и прочие аксессуары. Мультфильмы для нее незаметно ушли на второй план, а если она их и смотрит, то быстро теряет интерес. Детский канал «Карусель» у нас в доме практически не выключается, но служит чем-то вроде фона. Там показывают самые разные мультики, включая советские, но только не в прайм-тайм. В основном круглосуточно идут современные мультфильмы, среди которых попадаются и обучающие, для детишек разного возраста.
Когда вижу, что Евангелина с подружками иногда «залипает» над «Новым Простоквашино», я пытаюсь понять: что они в нем находят? Ведь полная же ерунда! Предлагаю посмотреть старый вариант и слышу ответ: он скучный и вообще какой-то неяркий. Яркость и постоянная смена кадра — именно это сегодня так манит современных детей. Но что такого особенного в этой новой яркости?
Современные мультфильмы развивают клиповое мышление, и это большая беда, — считает Галина Рубеновна. — Ребенок, который попал в сети этих ярких цифровых и зачастую неестественных образов, привыкает к искусственной жизни, порция за порцией. Быстрая смена кадра особенно привлекает детей, у них формируется нездоровая привычка, и их действительно очень трудно оторвать от экрана. Это уход от себя, потому что у ребенка есть свой природный ритм. Ему нужно играть вживую, желательно с родителями и друзьями, а просмотр таких мультфильмов необходимо ограничивать. И при этом родители должны предварительно сами посмотреть мультфильм. Каждый мультик должен учить ребенка чему-то важному и сокровенному. Для этого писались сказки, создавалась наша отечественная анимация, чтобы ненавязчиво, очень бережно передать ребенку ценности.
Круг замкнулся?
Но и у современных мульт-фильмов есть один очень серьезный конкурент. Это блогеры. Они зарабатывают на детях, показывая им волшебный мир и самые последние модели кукол и других игрушек. Таким контентом кишит интернет. «Мистер Макс» или «Как мама» и им подобные шоу. Дети без труда находят эти программы и очень быстро «подсаживаются» на них.
Часами они могут смотреть, как тетя красиво одевает куклу, готовит ей вкусную кашу, а потом укладывает малышку в кроватку. Или как какой-нибудь мальчик вместе с папой распаковывает новую машинку и играет с ней, после чего они все вместе летят на Мальдивы, заглянув по дороге в магазин игрушек. И снова распаковываем, снова играем и снова развлекаемся. Только потребляем, иными словами.
Моя младшая, Агния, обожает такие истории и часто просит включить мультик «про лялю» — так она его называет. Вместе с «лялей» она ест, а иногда и засыпает. Откуда она узнала про такие каналы? Старшая сестра показала. Как я к этому отношусь? С опаской, если честно. Такие штуки затягивают, и ребенок уже не может отличить реальность от шоу.
Но такой контент выручает, когда тебе нужно успеть сделать еще тысячу и одно дело или просто отдохнуть. Спрятать телефон, опечатать планшет можно, но и это не выход. Дети идут в школу, на кружки, куда другие ребята приносят гаджеты. Круг замкнулся. Что делать?
Что касается блогеров, то это своего рода нездоровая медитация, когда ребенок часами может смотреть на эти совершенно монотонные действия, — продолжает психолог. — Да, конечно, родителям удобно, что ребенок занят и в это время можно переделать кучу разных дел. Но важно не упустить момент, дать возможность ребенку раскрыть свои таланты. Для этого много не нужно, дети очень быстро переключаются, если с ними по-настоящему играют. Если в семье родители завели свои традиции, такие как совместная игра, чтение, то, поверьте, ситуацию можно изменить к лучшему.
![Тачки, Барбоскины и Мистер Макс: какие мультфильмы смотрят современные дети 1 1624959649220 Краснодарские известия](https://ki-news.ru/media/wp-content/uploads/2021/07/1624959649220.jpg)
Мнение современных мам
Евгения Лавринович, проектировщик нефтегазоносных месторождений (сын Платон, 1,9 г.):
— Мы смотрим только «Малышарики», другие мультики мой сын почему-то не особо жалует. Иногда может посмотреть «Три кота». Мне нравятся эти мультфильмы, на мой взгляд, они поучительные, добрые, там нет никакой пропаганды. «Три кота» учат детей заботиться о своей планете, своих близких. А «Малышарики» нравятся за хороший обучающий контент.
Оксана Костенко-Максимова, корреспондент телеканала «Россия» (сыновья Максим, 6 лет, и Руслан, 4 года, дочь Мария, 6 месяцев):
— Не вижу ничего дурного в том, что дети смотрят мультики и смотрят много. Возможно, это связано с тем, что я в свое время не насмотрелась. Мы все помним эти времена, как мы летели домой, если по телевизору показывали мультфильм. Сейчас у меня в доме чуть ли не круглосуточно работают детские каналы «Дисней», «Мульт», «Карусель». Смотрим как современную, так и советскую анимацию. Когда старший сын был маленький, он очень любил «Ну, погоди!», но еще часто смотрел «Мимимишки», «Свинку Пеппу», «Грузовичок «Лева». Средний в основном смотрит «Дисней» и «Губка Боб», «Звездочка» и такие, название которых я не выговорю. Считаю, что и «Лунтик», и «Смешарики» учат одному: добру, дружбе, хорошим отношениям.
Елена Краева, заведующая лабораторией (дочь Ирина, 5 лет):
— Я считаю, что анимация в жизни детей должна присутствовать в малом количестве. Я приветствую, если ребенок больше времени проводит на природе. Конечно, через мультики дети получают какие-то знания. Мы отдаем предпочтение советским. В них есть статика. В современных больше динамики, больше красок, соответственно, ребенок на них больше «залипает». Считаю, что мультики должны присутствовать, но взрослым необходимо знать, что смотрят дети и что происходит на экране. Это должен быть своего рода семейный просмотр, чтобы в случае каких-то недочетов сразу обратить на это внимание ребенка.
Анастасия Тимина, дизайнер-консультант в магазине мебели (сыновья Марк, 12 лет, Дамир, 2,5 года):
— Со старшим сыном я проводила очень много времени, так как не работала, больше уделяла внимание развивающим играм, а мультики дозировала. Ему очень нравилась «Даша-путешественница», благодаря которой он выучил несколько английских слов. С младшим история иная. Он у меня очень активный ребенок, и единственное, что его может остановить, — это мультики. Он очень плохо ел, я пробовала завлечь его книжками и разными прибаутками, но лучше всего стали работать именно мультфильмы. Во время еды он смотрел «Коровку Дашу» — там перепели все русские народные песни на новый лад. Это было здорово, ребенок смотрел с упоением! Потом он увлекся «Малышариками» — в нем тоже каждый сюжет чему-то учит. Но сейчас он в восторге от разных блогерских разборов игрушек. Там показывают, как можно с этими игрушками играть в реальной жизни.
Тест: Анна Климанц