Смыть грехи и болезни

Существовало поверье: на Святках нечистая сила выходит из своего убежища. Черти и ведьмы бродят по улицам, пугают прохожих, оттого бытовала в народе языческая традиция рядиться в шкуры животных, напяливать маски и костюмы колдунов и ведьм — отпугивать нечисть.

Однако те, кто рядился на святочных неделях, должны были очиститься купанием в освященной воде.

— Освящение воды играло важнейшую роль в праздновании Крещения, — рассказал историк Игорь Васильев. — Для этого во льду ближайшего водоема вырубали прорубь, очень часто — в форме креста. Также нередко рядом с ней устанавливали крест изо льда. Его могли покрасить, например, бурячным квасом. Рядом с прорубью служился водосвятный молебен. Освященная вода считалась целебной, способной защитить от колдовства. Помимо воды, освященной во время водосвятного молебна у проруби либо в храме, обладающей особыми свойствами, считается вода, набранная в ночь на Крещение.

Под залпы и ружейный треск

Переменчивы кубанские зимы — и такими они были и в позапрошлом веке. То на Крещение трещали морозы, то налетал теплый южный ветер — и все распахивали шубы и скидывали шапки.

Вот, например, картинка Крещенского праздника 1895 года.

«Была чудесная погода, чисто весенний день, люди нарядились в легкую одежду, — писала газета «Кубанские областные ведомости». — Водосвятие совершалось около пристани (реки Кубани. — Прим «КИ»). Все это место запружено народом. При возглашении слов: «Во Иордане» раздались оглушительные залпы батареи и ружейный треск. По старинному обычаю публика приняла участие в пальбе и выпустила десятки голубей. Обратное шествие крестного хода во главе с духовенством отличалось той же торжественностью».

А вот еще одно описание Крещения в столице Кубани в 90-х годах XIX века,  и тогда погода буквально испытывала екатеринодарцев на прочность.

«Накануне торжества, несмотря на сильный мороз, на очень жгучий, резкий ветер, казаки по приказу начальства в течение нескольких дней из толстого льда прежде глубоко замерзшей Кубани, как из дерева, выстругивали многогранные колонны, ажурные перила и другие части для устройства большой беседки с покрашенной крышей, деревянным крестом и трехцветными флажками. Беседку устраивали в шагах тридцати от крутого берега реки. Внутри беседки стоял стол, на котором рядом с иконой стояла большая чаша с речной водой и лежало «кропило».

Атаманы с булавами и боевыми знаменами отсутствовали; войска было гораздо меньше, но артиллерия шла в полном составе.

 Вначале шел объединенный хор разных церквей, за хором шло духовенство, за ним — наказной атаман, немного старших офицеров, чиновничья знать — и толпа народа. Для водосвятия в беседку входили все духовенство, хор, начальник Кубанской области с офицерами и чиновниками. Народ стоял против беседки на высоком крутом берегу, откуда все было видно.

Прогремел пушечный салют. И в этот момент на другом берегу Кубани до того сидевшая в примерзшей лодке группа людей, вдруг сбросив с себя одежду, устремилась в прорубь. Поболтавшись в ней, они вновь быстро взбирались на лодку и одевались в свои кожухи…» — живописал корреспондент областной газеты.

Красивая разноцветная иордань изо льда строилась на Карасуне — в позапрошлом веке эта медленно текущая речка замерзала, и водосвятие на льду происходило при громадном стечении народа.

«Святая во дворе, а вся нечисть — со двора»

— Накануне праздника в  храмах совершалась особая служба, — рассказала кандидат исторических наук Наталия Корсакова. — Из церкви возвращались с крещенской водой и проводили ряд ритуалов с зажженной свечой: проходили по комнатам, читали молитвы, этой водой брызгали и приговаривали «святая во дворе, а вся нечисть со двора». — Все члены семьи во время этого обряда понемножечку пробовали эту воду, брызгали на детей или больных стариков. Среди кубанских казаков бытовало представление о двух видах крещения воды. Особыми качествами наделялась вода, набранная в реке в 12 часов ночи с 5 на 6 января по старому стилю, считалось, что в полночь вода в реке останавливается, в этот момент ее надо и набирать. Некоторые старожилы подчеркивали, что на Крещение вода не просто останавливается, а начинает течь в другую сторону, и именно полуночная вода считается самой целебной. Ее набирали в четверти, в бутылочки, и она не портилась в течение целого года. В праздник святую воду можно пить целый день, а в остальные дни только натощак. Хранили святыню обычно в красном углу, там, где были иконы.

Малыш похрюкивал под столом

На Крещение стремились обеспечить защиту жилища, домашнего скота от злых сил. Для этого над входом наносили знаки креста, на стене могли провести линию мелом. Крещенский стол был очень обильным и разнообразным, таким, как на Новый год. Готовилось много праздничных вкусных блюд из меда, круп, ягод и мяса.

Часто на Крещение запекали поросенка и ставили блюдо с ним в центре стола. Глава дома своими руками отламывал от него куски и раздавал домочадцам. По традиции самый маленький член семьи в это время сидел под столом и негромко похрюкивал.

Таким был ужин, а утром праздник начинался с особенного угощения — «крестов». Это небольшие постные печенья. Есть их необходимо было натощак и запивать святой водой.

Но перед этим соблюдался строгий пост до окончания ночной службы — до первой звезды. А уже после первой звезды садились за стол и начинали отведывать кутью.

— Крещенский сочельник (вечер перед Крещением) иногда называют «голодной кутьей», в отличие от «богатой кутьи» — Рождественского сочельника. Кутья — обрядовое блюдо из зерен пшеницы, позднее ее чаще стали делать из риса. Иногда, в голодные годы, кутью готовили из кукурузы, — рассказал Игорь Васильев.

Веник «одевали» в фуражку и венок

— На Крещение, как и на Рождество и Новый год, девушки могли гадать о будущем замужестве. Например, подслушивали под чужими окнами. Если употреблялась лексика со значением «сидеть», то девушка думала, что весь начавшийся год ей придется «сидеть в девках». В то время как слова, обозначавшие движение: «иди», «принеси» — сулили замужество. Иногда перед сном веник «одевали» в фуражку и венок. Жених должен был прийти во сне «раздевать» веник, снимать с него головной убор. Встречались и
специфические крещенские гадания. Например, в станице Тамань, чтобы узнать сторону, куда предстоит выйти замуж, девушки выходили на улицу и слушали, где залает собака или заржет лошадь, — рассказал Игорь Васильев.

В станицах были женщины, которые профессионально гадали. Их приглашали, одаривали, а они могли правильно объяснить тени от свечи или восковые фигурки.

 — До сих пор предсказания с использованием восковой свечи считаются одними из самых точных. Берете свечу, топите воск и выливаете его в чашу с холодной водой. А вот для того чтобы истолковать гадание, нужен опыт. Если что-то церковное — к свадьбе, пещера или яма — к смерти, игрушка — к детям, — делится секретами гадалка Мария.

Кстати

В народе бытует мнение, что в праздник Крещения святая вода течет  и из водопровода. Как объяснили в одном из краснодарских храмов,  хотя считается, что все водное естество в этот день имеет особое состояние, тем не менее святая вода из крана в этот день не бежит. Вода освящается через особую молитву — благодатную, которую совершает священник в храме или у какого-нибудь водоема.