Свободная тема

Одним из самых крупных проектов, который стоит за созданием граффити-работ в городе, является «КраснодART». Проект существует с 2013 года, и за это время свет увидело более 30 уличных картин и два граффити-парка (на ул. Сормовской и в парке 30-летия Победы). Одними из последних стали: «Крутимся в космосе своих мыслей» (к-т «Болгария»), «Наше подсознание может все» (жилой дом на ул. Ставропольской, 89), «Спасибо врачам» (поликлиника №7) и стрит-арт, посвященный 30-летию МЧС России (ул. Уральская, 121).

dpa08538 Краснодарские известия
Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»

Дарья Новикова отмечает, что любой художник имеет возможность присоединиться к городскому проекту. Для этого нужно пройти конкурс эскизов: лучшие работы отбираются, а после реализуются на стенах. Эскизы в целом проходят достаточно жесткий отбор: их смотрят сотрудники управления по делам молодежи, городской департамент архитектуры и именитые краснодарские художники, которые могут по достоинству оценить работу.

Для нас самое главное — творческое развитие молодежи, — отмечает Дарья, говоря о целях проекта. — Это некий стартап для молодых художников. Они могут не только проявить себя, но и внести частичку собственного творчества в развитие стрит-арт-культуры города. Ведь сейчас это очень популярно и востребовано. Не у каждого есть возможность творить на одном из фасадов домов. Это престижно, это развитие, это шанс заявить о себе как о настоящем специалисте.

Рисовать на жилых домах можно практически все, но в рамках законодательства. Чаще всего райтеры сами выбирают, что писать и в какой манере.

Это может быть патриотическая тематика, как, например, стрит-арт летчицы Евдокии Бершанской на ул. Лузана, а может — и свободная тема, — рассказывает Дарья. — Недавно у нас появилась космическая тематика на здании бывшего кинотеатра «Болгария». Вышло очень необычно и притягательно. Мы планируем сделать еще несколько работ на такую же тему ближе к сентябрю.

dpa08588 Краснодарские известия
Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»

Командная работа

Художниками могут стать как уже опытные профессионалы, так и новички, горящие желанием создать что-то уникальное. Как отмечает Дарья Новикова, с каждым годом управление по делам молодежи открывает все больше талантов. Некоторые обращаются со своими эскизами впервые, но затем надолго остаются в тесном сотрудничестве с проектом, повышая уровень уже имеющихся навыков. Выбор мастера может зависеть также от сложности объекта: к трудным работам привлекаются более опытные специалисты, давно набившие руку.

Управление по делам молодежи берет на себя самую непростую задачу: помогает найти собственников жилого дома, которые хотели бы украсить фасад, а затем договаривается с управляющей компанией. Подобный отлаженный механизм дает возможность художникам думать только о творческой работе, а «не бодаться» с кучей формальностей.

Таня Тако, художник с десятилетним стажем, подтверждает, что «Краснод-ART» — это целая система, где как единый организм взаимодействуют художники и команда управления по делам молодежи, а также различные партнеры и спонсоры.

Наношу рисунок сама, потому что это мой эскиз и мне так комфортнее. Но, по сути, мы всегда работаем в команде. Финансирование выделяют одни люди, проектом занимаются другие. Это как работа журналиста, берущего интервью. Невозможно было бы сделать все качественно без фотографа, снимающего процесс, редактора и главного редактора, которые одобряют материал. Все это — одна большая команда.

dpa08564 Краснодарские известия
Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»

Цвет настроения — вдохновение

Несмотря на видимую глобальность многих граффити-работ, изображенных на фасадах зданий, само нанесение производится достаточно быстро. Так, на создание мурала «Девушка с рыбами» по адресу: 3-я Линия Нефтяников, 7, ушла неделя. Однако этому предшествовал не менее трудоемкий процесс: автору нужно было отрисовать макет и описать идею, чтобы отнести эскиз на согласование.

Как рассказывает Таня, иногда на эскиз может уйти всего несколько часов, а порой несколько недель или месяцев. Некоторым легко просто сесть и нарисовать, а кому-то нужен творческий порыв — чтобы расположение духа было верное и обстановка подталкивала к рисованию.

У меня так: нет настроя рисовать — я не рисую. Причем вдохновить меня могут совершенно разные состояния: очень плохое настроение, очень радостное настроение. Или если меня беспокоит какая-то тема.

Несмотря на то что Таня занимается разработкой и осуществлением различных идей достаточно активно, не все ее эскизы одобряют. Девушка рассказывает, что порой подобные отказы тормозят желание что-то создавать. Одним из самых запоминающихся рисунков, который не прошел отбор, стала работа, посвященная княгине Ольге. Тако рассказывает, что была вдохновлена историей княгини, и рука сама потянулась к графической программе, чтобы отрисовать ее, и эскиз был выполнен достаточно быстро.

Это женщина, которая вырастила сына Святослава, за свою удаль и удачу в боях получившего прозвище Храброго, и бабушка князя Владимира Великого, крестителя Руси. Она была жесткой в принятии судьбоносных решений и при этом мягкой, несущий христианскую мораль. Мне нравится этот образ тем, что он реальный, многогранный. Но комиссия выбрала другую мою работу.

Суд жильцов и прохожих

Неодобренные эскизы — не единственная проблема, с которой приходится сталкиваться художникам. Зачастую, даже когда соблюдены все формальности и рисунок прошел все нужные инстанции, реакция обычных людей бывает отрицательной. Можно сказать, враждебной по отношению к автору работы. С этим не раз приходилось столкнуться и Тане за долгие годы творческой деятельности.

Сначала первые дня три, пока картинка не проявляется, некоторые реагируют негативно. Есть совет дома, на котором происходит также одобрение рисунка, но его никто обычно не посещает.
А потом, когда ты уже красишь стену, люди начинают возмущаться: а что это вы тут рисуете, а почему без разрешения?

От любопытных глаз порой не спасает и красная ограничительная лента, которую организаторы проекта специально протягивают рядом с местом работы, потому как ходить под стрелой подъемника, на которой рисует художник, категорически запрещено. Людей это зачастую только подстегивает перелезть под лентой, бесцеремонно ее отодвинув, и поглазеть на процесс создания граффити. Аргумент всегда простой: «Я здесь живу, с чего это я должен обходить!».

Был даже такой случай, — вспоминает Тако, — когда незнакомая женщина просто начала разбрасывать мои баллончики, кричать. Я не успела никак отреагировать, просто потому что не ожидала подобного и не знала, как поступить. А ведь этот проект был согласован с жильцами.

Когда рисунок постепенно начинает проявляться, становясь похожим на финальный вариант, окружающие оттаивают. Ведь когда видишь изображенную на 5-этажном здании прекрасную девушку, которая лежит в воде в окружении красновато-оранжевых рыб, невольно захватывает дух. Чтобы получше рассмотреть работу, приходится даже немного отойти, но ведь в этом и состоит вся прелесть.

Люди понимают, что будет что-то классное, и начинают реагировать соответственно. Они довольны, им нравится обновленный фасад. Когда я заканчиваю проект, жильцы этого и соседних домов даже приносят мне вкусную благодарность: ягоды и фрукты, варенье, сладости. Это всегда очень приятно!

Конечно, среди сотен прохожих всегда найдется несколько недовольных. Иногда изображение может вызывать совершенно разные ассоциации, причем как негативные, так и позитивные. Камнем преткновения стал и фасад жилого дома по адресу: 3-я Линия Нефтяников, 7.

В эту работу я вкладывала такую идею: любовь проходит сквозь все, она преодолевает любые преграды — это отсыл к персонажу девочки Матильды из фильма «Леон». Она здесь задумчивая, спокойная, отдыхает от внешнего мира. Но, к сожалению, некоторые думают, что она утопленница, потому что вокруг плавают рыбы. Любопытно, что подобная ассоциация возникает у людей старшего поколения, а вот молодежь таких параллелей не проводит. Но рыбы — это погружение в себя и одновременно единение с природой.

Порой художнику приходится сталкиваться и с откровенным хамством. Таня Тако вспоминает, что однажды к ней подошел жилец дома и в ультимативной форме заявил, что на фасаде будет либо его любимый футболист, либо не будет ничего. Чтобы не возникало подобных проблемных ситуаций, вместе с автором на место работ выезжает и организатор проекта, в обязанности которого входит общение с прохожими и разъяснение, что изображается и при чьем согласии. Это помогает художнику экономить время и силы.

dpa08559 Краснодарские известия
Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»
В какой-то момент думаешь, что не стоит оно того: негативные реакции перемешаются с позитивными, ты все время раскачиваешься на эмоциональных качелях и в конце концов чувствуешь себя выжатым как лимон. Но когда я немного отхожу от эмоций и просто смотрю на свои работы со стороны, вспоминаю, для чего все это делаю.

Цена вопроса

Отметим, что художники зачастую участвуют в подобных проектах на безвозмездной основе.

Таня рассказывает, что это достаточно дорогое удовольствие: час подъемника стоит 1200 руб., каждый баллончик — около 450 руб. На материалы для создания арт-объекта только на одном жилом доме может уйти около 200 тыс. руб.

Понятно, что художнику такая сумма не по карману — на помощь приходит городское управление по делам молодежи и спонсоры.

Мы нарисовали это бесплатно. Ты просто берешь и неделю своей жизни выделяешь на проект. Хоть это и трудно, но мне нравится итог. Здесь важно максимально реализовать свои идеи. Я люблю иногда просто выйти и заняться любимым делом для души. Например, мы с ребятами можем пойти в какой-нибудь граффити-парк и творить вместе,
— говорит Таня.

Как у любого творца, у Тани Тако есть определенные стилистические особенности. Однако она старается не привязываться к чему-то определенному, что обозначало бы некие ограничения, а это Тане точно не по душе.

У крутых художников есть свой набор, характеризующий стиль. Люблю природные мотивы, растения. Раньше в моих работах постоянно присутствовали цветные лица — розовые, зеленые, красные. Но каждый новый проект я изобретаю, не опираясь на стилевые ограничения, а следуя за интуицией.

Текст: Анастасия Гарькуша