
Президентская концепция
О необходимости создания общенационального мемориала сгинувшим в советских лагерях и тюрьмах гражданам велись еще с хрущевских времен. Но только благодаря Указу Президента РФ Владимира Путина, подписанному в 2015 году, этот проект наконец стал реальностью.
Скульптурную композицию «Стена скорби» работы Георгия Франгуляна высотой шесть и длиной тридцать метров в День памяти жертв политических репрессий установили в центре столицы на проспекте Академика Сахарова в прошлом году, когда отмечалось 100-летие Октябрьской революции и 80-летие Большого террора. Но это в столице, а как в остальной стране?
Чтобы понять, как в регионах реализуется концепция по увековечиванию памяти жертв политических репрессий, председатель Совета по правам человека при Президенте России Михаил Федотов и его команда уже побывали в Екатеринбурге, Магадане, Санкт-Петербурге и др. Краснодар стал очередным городом в рабочей поездке правозащитника.
Рядом — и красные, и белые
Для Михаила Федотова стало приятной новостью то, что в кубанской столице, на старейшем из его кладбищ — Всесвятском, имеется мемориальный комплекс, так называемый расстрельный угол. Здесь, буквально в метре друг от друга, соседствуют памятник корниловцам, погибшим при штурме Екатеринодара во время Ледяного похода в марте 2018 года, и поклонный крест — символ памяти о расстрелянных в Гражданскую войну казаках.
— Памятники не зря стоят рядом друг с другом, — отметили заместитель атамана Екатеринодарского районного казачьего общества Виктор Мастихин и заместитель атамана ЕРКО по Карасунскому округу Юрий Шмельков. — Ведь в казачьих семьях до сих пор хранятся и папахи, и буденовки: один сын мог сражаться за красных, другой — за белых. Они одинаково любили свою Родину, но придерживались разных мнений относительно ее дальнейшего пути.
Всех касается
На другой стороне «угла» установлен мраморный монумент, в арке которого висит колокол. Он звонит по кубанским «Грекам — невинным жертвам преступной войны» (6 тысяч). Одних из них расстреляли, другие сгинули в лагерях во время Большого террора — в 1937-38 гг.
— Памятник мы установили за счет средств греческой общины в марте 2011 года, — рассказал советнику президента председатель общества греков Краснодара Василий Аманатиди. — На заднем фоне комплекса размещался баннер с фамилиями наших погибших предков, которые нам удалось восстановить, среди них были и оба моих дедушки. Но от времени он обветшал. Планируем установить вторую очередь мемориала — хотим имена репрессированных выбить в камне.
— Это замечательно, что в Краснодаре сами люди, общественность устанавливают мемориалы жертвам политических репрессий. Это делается не по указанию сверху, а по велению души. Ужасная машина «красного террора» прокатилась буквально по каждой семье: у кого-то отняла отца, у кого-то деда, и нам нельзя об этом забывать. Это были страшные годы, но это наша история, наша боль, — отметил в беседе с представителями общественных организаций советник президента.
Затем Михаил Федотов, председатель СПЧ при губернаторе Краснодарского края Андрей Зайцев, директор департамента по связям с общественностью и взаимодействию с правоохранительными органами Краснодара Андрей Измеров, председатель Общественной палаты города Юрий Ткаченко, представители казачества, общественных организаций краевого центра возложили красные гвоздики к подножию всех трех монументов.
Ранее «КИ» писали, что Михаил Федотов также пообщался с адвокатом Михаилом Беньяшем, которого обвиняют сразу по двум статьям Уголовного кодекса – нападении на полицейского, а также воспрепятствовании правосудию.
Читайте новости там, где удобно: Vk, Оk, Яндекс.Дзен.