В борьбе за осиную талию
В этом году фильм «Карнавальная ночь» отметит свое 65-летие — он вышел в канун 1957 года и в считанные дни стал лидером кинопроката: на него продали почти 49 млн билетов. Фильм сделал знаменитыми многих актеров, в том числе Людмилу Гурченко. Как ни странно, в советское время по телевидению его показали лишь однажды — 1 января 1982 года, зато начиная с 2007-го крутят в телеэфире с завидным постоянством.
— Ох уж эта «Карнавальная ночь», — смеясь, вспоминает моя собеседница, разменявшая шестой десяток, краснодарка Галина Петренко. — Моя мама была влюблена в нее, и это на фоне яростной ненависти к Людмиле Гурченко за ее осиную талию и шикарные наряды. Насколько хватало денег, столько раз мама бегала смотреть это кино. Срисовывала Людочкины платья, изводила себя диетами (тогда как-то никто не стремился худеть, у девушек считался нормой 46-48-й размер). Когда я увидела этот фильм, мне было лет 14, поразилась, насколько мама похожа на Гурченко, видимо, годы женского противостояния сделали свое дело.
«Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню…»
Эта фраза из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром» сразу стала крылатой. Впервые его показали 1 января 1976 года, в тот день ленту посмотрело около 100 млн телезрителей, а уже 7 февраля того же года фильм повторили после многочисленных писем от зрителей.
Мы с этим кино почти ровесники, но я ни разу не видела его полностью. Видимо, у меня просто нет такого количества времени: продолжительность «Иронии судьбы…» — три часа. Сюжет знаю хорошо, но вот чтобы от и до — не получается.
— Я очень люблю этот фильм, — говорит краснодарка Ольга Александрова. — Точно знаю, что и в этом году, пока буду готовить блюда на праздничный стол, обязательно поищу его по телеканалам. И пусть у кого-то куча вопросов к сюжету, кто-то ищет несостыковки, осуждает главных героев, бросивших своих невесту и жениха, для меня же это кино — символ того, что и невозможное возможно. Это абсолютно новогодняя история, смешная и грустная одновременно. Если не найду этот фильм, с удовольствием посмотрю другие: «Иван Васильевич меняет профессию», «Джентльмены удачи», «Служебный роман».
Как в кино НИИЧАВО стал НУИНУ
Первая аббревиатура взята из повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», отсюда в фильм «Чародеи» перекочевали имена отдельных героев и некоторые другие детали, но все-таки он не является точной экранизацией фантастической повести. Как сказали бы сейчас, снят по мотивам. Кстати, в фильме Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства (НИИЧАВО) переименовали в научный универсальный институт необыкновенных услуг (НУИНУ).
Эта новогодняя музыкально-комедийная киносказка тоже нашла своего зрителя, хотя критики не пророчили ей особого успеха. Однако для некоторых моих собеседников Новый год ассоциируется именно с «Чародеями».
«Это не техника дошла, а я сама сюда дошла на лыжах»
Когда готовила статью, поговорила как минимум с десятью респондентами разного возраста о любимых мультфильмах, которые они смотрели в предновогодний день. Абсолютно все вспомнили про «Простоквашино».
— Мы с одноклассниками весь мультфильм на фразы разобрали, — делится со мной подружка из Москвы Дарья Бражникова. — Помните: «Это не техника дошла, а я сама сюда дошла на лыжах», «А о нас кто подумает? Адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн?» или «А я не буду ему ответ писать. Я вот сейчас в него кочергу брошу, чтоб не обзывался!» — «Зачем бросать, если почта есть. Сейчас мы ее упакуем и передадим». Всегда смеялись, когда эти фразы на уроках говорили учителя. Как-то наша классная с серьезным видом произнесла фразу Шарика: «Попрошу внимания! Сделайте, пожалуйста, умные лица!» А мы только что с подружками так мальчишек усмиряли. Было очень смешно!
Вот бы попасть в сказку и всех победить!
— Я просто обожала «12 месяцев»! — говорит Елена Демченко. — У меня сердце кровью обливалось, когда толстая злая мачеха отправляла падчерицу за подснежниками в зимний лес. Я прямо хотела попасть в этот мультфильм и выгнать всех этих злюк в пургу замерзать! А еще мне нравились братья-месяцы, как они пели у костра. До сих пор люблю этот мультик, и мои дети его тоже смотрят с удовольствием.
Еще в числе новогодних любимчиков мои собеседники называли «Щелкунчик» (о да, мне он тоже очень нравился, с удовольствием смотрела и слушала пластинку), «Золушку» и, конечно, «Ну, погоди!».
— Я совсем маленькой была, когда вышла первая серия — примерно конец 60-х годов, — вспоминает жительница Копанского Татьяна Дорофеева. — Это такое событие было! Мы с нетерпением ждали каждую новую серию. Жалели бедного Волка, гордились отважным Зайцем. Хорошо помню новогоднюю серию, которая отлично передает песенные тенденции тех лет — мультипликаторы использовали образ Аллы Пугачевой и ее «Айсберг».
— А мне очень нравилась передача «В гостях у сказки», — рассказывает моя землячка из Кузбасса Ольга Широкова. — Всегда ждала момент, когда ведущие начнут показывать детские рисунки — я тоже отправляла свой и надеялась, что когда-нибудь его увижу на экране. Больше всего любила «Морозко», правда, эту сказку необязательно показывали под Новый год.
Ждали новые песни Пугачевой, чтобы их разучить
— Для меня самыми долгожданными были музыкальные передачи «Голубой огонек», «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», — вспоминает еще одна землячка Ольга Филатова. — Я тогда уже работала в сфере культуры, пела в художественной самодеятельности, и каждый новогодний концерт для меня был возможностью услышать новую песню Аллы Пугачевой (я в том числе исполняю ее репертуар). Записывали приму на магнитофон — и тут же начинали разучивать. — А для меня «Голубой огонек» был чем-то поистине сказочным, — делится краснодарка Анна Гончарова. — Впечатляла сама атмосфера. Все блестит, сверкает, артисты бросают друг в друга серпантин и конфетти (в то время невероятный дефицит!). Мы в семье любили Софию Ротару, мама называла ее не иначе как Софочка, поэтому каждое появление Ротару на экране для нас уже было праздником.
Песня остается с человеком
Живучести телевизионного фестиваля «Песня года» может позавидовать любая передача. Впервые его показали в 1971 году. За полвека менялись ведущие, но неизменным оставалось одно: фестиваль считается главным событием года в музыкальном песенном жанре.
— В нашей семье больше остальных передач любили «Песню года», — рассказывает Валерия Яшина из Геленджика. — Это была возможность еще раз услышать знакомые композиции и порадоваться за победителей фестиваля.
Мои собеседники вспоминали и новогоднее «Что? Где? Когда?» — ту атмосферу смокингов и вечерних платьев, передачу, вселяющую уверенность, что умные люди могут быть богатыми. Кому-то больше всего нравились праздничные выпуски «Смехопанорамы» и «Кинопанорамы».
А несколько человек ответили, что весь эфир воспринимали как фон, кроме поздравлений первых лиц.
— Сейчас, как бы шумно наша компания себя ни вела, ближе к полуночи наступает тишина — мы слушаем президента, — говорит соседка по площадке Наталья Терентьева. — Но я помню, что страну не всегда поздравляли главы государства. Были в этом ряду и сатирик Михаил Задорнов, и певица Алла Пугачева. Видимо, такое выпало время…
Да, времена были разные. Сейчас в раздолье каналов каждый может найти что-то свое — в них мирно уживаются медийные продукты разных эпох. Выбор — за нами.
Статью подготовила Юлия Осипова