
Предупрежден – значит вооружен
— В Башкирии, на Алтае, в целом ряде других знаменитых своим медом регионах произошла очередная массовая гибель пчел, — поделилась Лариса Морева, председатель Координационного совета Краснодарского края по пчеловодству, профессор кафедры зоологии КубГУ. — Это в итоге привело к очень малому объему опыления посевов, нанеся ущерб отечественному агросектору в общей сложности на сумму в несколько миллиардов рублей.
На один из извечных российских вопросов: «Кто виноват?» — ответ, похоже, уже получен.
— Главный фактор пчелиного мора заключается в том, что фермеры зачастую не оповещают пчеловодов о готовящейся обработке химикатами полей с медоносами, — поясняет Василий Комлацкий, председатель регионального Общественного совета партийного проекта «Российское село», академик РАЕН. — Совсем другая ситуация сегодня там, где владельцы пасек своевременно получают всю необходимую им информацию.
Запад нам не поможет
По словам академика, в тех же, к примеру, США, начиная с января, в интернете публикуется карта расположения посевов, подвергающихся воздействию гербицидов и прочих губительных для пчел препаратов. Благодаря чему каждый пасечник имеет возможность в режиме онлайн узнать о том, куда ему не следует везти своих крылатых кормильцев. Однако, как известно, массовая гибель пчел охватила и Запад с его продвинутыми технологиями. Что у них не так?
Лариса Морева объясняет это так: «Чтобы собрать побольше урожая, американский либо европейский производитель может, например, превысить допустимую нормативами дозу химикатов, и тогда действие яда распространится за пределы территории, обозначенной на карте».
Логика фермеров Джона или Ганса в данном случае такова: вдруг гербицидов окажется недостаточно для получения должного эффекта? Формулировка «яда мало не бывает» и приводит к мору пчел. Тот же эффект вызывает и использование препаратов, не соответствующих принятым стандартам из-за повышенной концентрации губительных для насекомых веществ.
У нас две новости
Тем не менее, по мнению специалистов, именно в России проблема приобрела наиболее пугающий масштаб. Это, конечно, новость плохая. Но есть и хорошая: в Краснодарском крае ситуация с пчелами самая благополучная по стране. Как пояснили в краевом минсельхозе, здесь очевиден результат работы министерства по обязательному оповещению владельцев пасек о необходимости исключения вылета пчел перед обработками посевов пестицидами. Предотвращает гибель производящих мед насекомых и регулярное проведение плановых противоэпизоотических мероприятий на пасеках, зарегистрированных в краевой Госветслужбе. И в итоге, по данным этой структуры, в текущем году случаев массовой гибели пчел на Кубани не зарегистрировано: региональные сельхозпроизводители с такого рода информацией ни в министерство, ни в департамент не обращались.
Впрочем, если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе.
Опыление за деньги
— У нас налажено взаимодействие с агрономами, химиками, фермерами, представителями власти, — говорит бригадир пасеки в станице Новоберезанской Кореновского района Дмитрий Сопонков. — Лучше уж самим вовремя принять меры: под лежачий камень, как говорится, вода не течет.
Не течет туда, естественно, и мед. Кстати, о меде: наш, кубанский, вышел на европейский рынок. Продукт, который дают пчелы Дмитрия, на ура продается в Германии, пройдя специальное тестирование и удостоившись лестных отзывов ведущих немецких экспертов.
— Но было бы неверно утверждать, что наш край полностью миновала гибель пчел, — добавил ложку дегтя в бочку позитива директор ОСХ «Березанское» Александр Смаглюк. — Эта напасть то и дело случается на пасеках приезжих пчеловодов, например.
По словам директора, владельцы кочевых пасек из сопредельных регионов не спешат наводить мосты с нашими фермерами, которые могли бы вовремя сигнализировать об обработках полей. Есть и еще одна причина, по которой пчеловодам выгодно контактировать с местными сельхозпроизводителями: за опыление посевов им полагаются денежные выплаты.
Обойдемся без Китая
— Мы заключаем контракты с владельцами пасек через торги, — уточняет Александр Смаглюк. — Согласованные действия с пасечниками позволяют держать ситуацию под контролем.
Впрочем, «контролировать» — это не только «наказывать», но и «оказывать помощь». О чем и говорит работа Координационного совета по пчеловодству.
— Наша организация проводит обучающие занятия, предлагает пасечникам лекарства от болезней пчел по госцене, без накруток, — вводит в курс дела Лариса Морева. — И при этом мы объясняем, что медпрепараты лучше брать отечественные, а не китайские.
Как заметила председатель совета, после использования произведенных в Поднебесной лекарств в организме пчел накапливается яд, что опять же приводит к их гибели. Таким образом, губят производящих мед насекомых не только пестициды, но и сомнительные лекарственные средства.
Мед правильный и неправильный
— В общем, нет смысла удивляться, что сегодня в России приобрести настоящий качественный мед зачастую очень трудно, — резюмирует Лариса Морева. — Зато есть все шансы нарваться на подделку.
Профессор знает, о чем говорит: Лариса Яковлевна — сомелье по медам (оказалось, есть и такая необычная профессия), проходившая обучение в престижной итальянской гильдии. И отличить «правильный» мед от «неправильного» для нее не проблема.
…Увы, сейчас мед бывает не только поддельный, но и смертельно опасный. Иной раз нерадивому пасечнику жалко выбросить на свалку мед, полученный от потравленных пчел, и он эту продукцию запускает в продажу. Между тем, по словам председателя совета, употребление в пищу такого десерта может привести к болезням печени, кишечника, к онкологии.
В последнее время обозначилась еще одна тревожная тенденция: в самый неожиданный момент пчелы могут покинуть улей и улететь неизвестно куда.
Телефон против пчел
— Если бы я обнаружила на дне улья подмор (мертвых пчел. — С.Т.), я бы знала, что они погибли, — рассуждает Эмма Дьяченко, пчеловод с 30-летним стажем. — Но, как говорится, нет тела — нет дела. Значит, пчелы живы, и уместен вопрос: «Куда они делись?».
Зато есть версия о том, что покидать свои жилища пчел заставляет… сотовая связь.
— Я слышал о такой теории, — говорит Василий Комлацкий. — Все, конечно, может быть, но насколько этот вариант вероятен, категорично судить не берусь.
Зато Эмма Дьяченко убеждена в своей правоте.
— Несколько лет назад мои пчелы стояли у соседки, — вспоминает она. — Ее 18-летняя дочь очень долго и часто разговаривала по мобильнику: именно в тот сезон у меня слетело с корпусов больше всего пчелосемей.
Если это действительно так, то выбор одной из компаний сотовой связи пчелы своим символом — то ли злая ирония, то ли утонченный черный юмор. Точнее, черно-желтый: по цвету «пчелиных» полосок.
Однако в любом случае, наверное, уж лучше улететь, чем умереть…
Цифра
В Краснодарском крае зарегистрировано 790 пасек. Кроме этого на Кубани ежегодно останавливаются кочевые пасеки из других регионов России.
В тему
С целью недопущения гибели пчел министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края направило в муниципальные органы управления АПК рекомендации о необходимости провести разъяснительную работу с сельхозпроизводителями на предмет соблюдения требований Санитарных правил и норм (СанПин 1.2.2584-10) «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации применения, обезвреживания и утилизации пестицидов при проведении сельскохозяйственных работ».
Знай наших!
Восьмиклассник из Краснодарского края Александр Митяй занял в этом году 1-е место на проходившем в Рязанской области Всероссийском конкурсе юных пчеловодов.
Читайте новости там, где удобно: Instagram Facebook, Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.