
Трамвай всегда был и остается самым любимым общественным транспортом жителей Краснодара. А при наших пробках еще и самым быстрым. Только он способен перевозить больше пассажиров, чем автобус или троллейбус. Именно трамвай идеален как для исторического центра, так и для отдаленных районов. Больше 120 лет старичок перевозит екатеринодарцев-краснодарцев. Вспомним вехи стального пути!
Бисова душа…
Екатеринодарцы оценили трамвай буквально с первых дней его появления, хотя на первых порах движущийся без посторонней помощи вагон пугал людей.
— Чим вона, бисова душа, совается? — спрашивали станичники у своих городских знакомых.— Аж вон, бачишь, с дроту цепок висить, то вона, бисова душа, тим цепком подпираетця, та й бижить, — со знанием дела отвечали екатеринодарцы. Этот диалог был записан корреспондентом «Кубанских областных ведомостей» в первые месяцы работы трамвая.

Презентация первого трамвайного вагона состоялась 10 декабря 1900 года. Для жителей Екатеринодара это стало грандиозным событием. Вдоль всего трамвайного пути столпился народ. Пять вагонов, украшенных флагами, двинулись по ул. Екатерининской (ныне ул. Мира) и, повернув на Красной, остановились у городской управы (дом №42). Через всю главную улицу была протянута атласная лента, ее перерезала супруга наказного атамана Елизавета Малама. Ленту разрезали на мелкие кусочки и разбросали в толпе — на память об участии в пуске первого трамвая. А в конце торжеств инженеры трамвайного управления дали званый обед на ул. Красной, 64.
На следующий день в 7.30 открылось регулярное движение. Новинка так понравилась горожанам, что в ближайшее воскресенье весь Екатеринодар катался на трамвае, ради чего пришлось соединять по два вагона.
Трамваи шли по двум маршрутам: по линиям Красной и Екатерининской. Первая пролегала по ул. Красной — от Городского сада до современной ул. Хакурате, ее протяженность составляла 3,5 км, вторая (1,5 км) — по нынешней ул. Мира — от Красной до вокзала Краснодар-1. Жителей и гостей Кубани обслуживали 10 вагонов, катали со скоростью 10 км/час. В те времена интервал по времени между трамваями составлял всего 5 минут. И немудрено, ведь маршруты были короткими. Проезд стоил 5 копеек — как буханка хлеба.
«Уволить всех до одного!»
Екатеринодарцы быстро оценили удобство нового способа передвижения. Трамвай набирал популярность, и приезжавшие в город станичники уже не крестились при его появлении. И вскоре в городскую управу посыпались просьбы с городских окраин — Дубинки и Покровки — провести трамвайную линию и к ним.

В марте 1909 года гордума предоставила бельгийцам концессию на расширение трамвайного пути, и уже в 1909-11-х были запущены линии по ул. Дмитриевской (ныне Горького) в сторону улиц Садовой и Медведовской (ныне Кирова) и далее — по ул. Кузнечной (сейчас Калинина) в сторону кожзаводов. А линию по Красной дотянули до Чистяковской рощи.
Трамвайная сеть становилась все гуще. Екатерининская линия была продлена до ул. Медведовской, далее — до ул. Гимназической, с выходом к пристани на реке Кубань. По ней ночью перевозились грузы с пристани на железнодорожный вокзал и обратно. Выручка акционеров выросла в 2,5 раза, однако прижимистым бельгийцам все было мало, и в 1910 году компания лишила права своих служащих ездить на трамвае вне службы бесплатно…
И улыбались вожатым в голубых вагонах…
Второго июня 1920 года трамвайные предприятия Краснодара были национализированы и объединены вместе с водоэлектрической станцией в трест «Вод-элтрам». В течение пяти лет все прежние маршруты были восстановлены, и с февраля 1926-го было установлено прямое трамвайное движение по ул. Гоголя: от ул. Красной до ж/д станции Краснодар-1. Билет стоил 10 коп., с пересадкой — 15 коп. В ноябре 1927 года появились проездные, или трамвайные карточки.
И после освобождения города от фашистов жизненно важные трамвайные артерии восстанавливали довольно быстро. Уже 15 июня 1943 года было пущено 5 вагонов по двум маршрутам: по улицам Пролетарской (Мира) и Красной.
«Жители Краснодара радостно встретили звонки первых трамваев. Они останавливались на улицах и улыбались вожатым в голубых вагонах…» — писала газета «Большевик».

На широкую колею
С 1934 года начинается переход краснодарской трамвайной системы с узкой колеи (1000 мм) на широкую (1524 мм). С появлением в начале 50-х младшего брата трамвая — троллейбуса — бывшая Екатерининская линия (по ул. Мира) была демонтирована, а трамвайные пути перенесены с ул. Красной на ул. Коммунаров. В воскресниках на этих работах был занят весь город.
В послевоенное время было построено много новых трамвайных линий: в район КСК, мясокомбината, на биофабрику. Позже — по ул. Садовой — в Юбилейный микрорайон.
Сегодня трамвай переживает ренессанс: обновляется подвижной состав, строятся и проектируются новые маршруты. А трехлетнее обновление подвижного состава было самым крупным за всю историю трамвайного движения в городе.
Александр Грачев, директор МУП «КТТУ»:
— У краснодарского трамвая славная долгая история: 10 декабря 2020 года ему исполнилось 120 лет. И сегодня она продолжается: МУП «КТТУ» обновляет подвижной состав: за три года на линии вышло 103 новых трамвая, четыре из них 3-секционные. Все новые вагоны оснащены системой кондиционирования: летом в них прохладно, зимой — тепло.Надеюсь, что в конце марта сможем прокатить первых пассажиров по трамвайной линии ул. Московской. Одним словом, трамвай продолжает оставаться самым популярным и любимым транспортом жителей краевого центра, а мы сделаем все, чтобы он оставался таким и впредь.
Материал подготовила Марина Аванесова