
72-летний краснодарец превратил свой дом, расположенный на улице Калинина, в настоящую помойку. В жилье он не заходит, да и во двор можно залезть только по куче мусора, накопленного годами.
По словам председателя ТОС №3 Татьяны Викторовны Выборновой, гора мусора во дворе до недавних пор, пока коммунальщики не вывезли, была высотой в человеческий рост. Страдает от такого соседа весь квартал. Причем вонь, грязь, крысы — малая из бед. Пенсионер устраивал пожар, пострадала крыша соседей.
— В доме отключили газ, свет, воду, — говорит Татьяна Выборнова. — Он захламил не только двор, но и дом так, что даже не осталось места для ночевки! Он ночевал то у магазина на пересечении улиц Чкалова и Буденного, то в подвале. По-хорошему ни разу не смогла с ним договориться. Говорит, это мое хобби — и точка! Наши с ним разговоры заканчивались тем, что он с металлическим прутом гонял меня по кварталу. Раньше он жили с родителями, они умерли. Брат живет в Москве, но он отказался от него. Сестра вроде как живет в Краснодаре на улице Гаврилова, но мы ее так и не смогли найти. Он не был женат, детей нет.
После пожара соседи забили тревогу, обращались во всевозможные инстанции.
Сейчас владелец дома не появляется у себя, зато о нем никто не может забыть из-за зловонного запаха и крыс.
Татьяна Выборнова около 20 лет работает в качестве председателя ТОС и говорит, что с таким Плюшкиным столкнулась в первый раз.
— Проблема очень острая, а что делать в таких ситуациях, никто не знает. Родственников нет, он игнорирует просьбы соседей, — говорит Татьяна Выборнова.
Помойный музей
Терпеть грязь, насекомых и неприятный запах, отравляющий воздух даже в соседних частных домах, приходится и жителям улицы Длинной.
Хозяйку дома не застать, она ушла за новыми экспонатами для своего помойного музея. А коллекция хлама продолжает впечатлять прохожих. От нее неприятный запах и антисанитария. Уютный частный дом стараниями самого же владельца превратился в свалку. Причем похоже, что экспонаты из этой коллекции не нужны даже их собирателю, и мусор месяцами гниет во дворе. Этим озабочены соседи. В их дворы начали наведываться крысы и бездомные собаки.
Возле частного дома по улице Химзаводской прохожие стараются ускорить шаг. Причин несколько: неприятный запах и горы мусора за забором. Чистого пространства на пяти сотках уже практически не осталось. Соседи бьют тревогу и обращаются в разные инстанции, устали бороться и не знают, что предпринять.
— Не двор, а настоящая свалка, — говорит председатель ТОС №71 Вера Чеченева. — Мы не раз приводили в порядок двор, но через неделю все повторялось. Причем женщина интеллигентная, заботливая, говорит, что собирает объедки, чтобы покормить бездомных животных. В итоге насобирала мусора на весь дом и двор.
В этой истории, казалось бы, на «коллекционера» можно повлиять, — есть сын, который навещает мать.
— Не раз разговаривала с сыном по телефону. Но он говорит, что никак не может повлиять на мать, — сетует Вера Чеченева.
Хозяева одного из домов по улице Индустриальной коллекционируют дрова, предметы из дерева. На ул. Матросова — всякий хлам без разбора. Хозяева никого к себе не пускают, даже работников коммунальных служб, большую часть времени они проводят, шаря по помойкам с таким же коллекционерами хлама. Поэтому застать их дома удается редко. А если удается, они никому не открывают двери.
Соседи пенсионерки обеспокоены еще тем, что она ставит под угрозу не только собственную жизнь, здоровье, но и соседей: пожар в таком дворе может возникнуть от брошенного окурка.
Таких примеров, к сожалению, немало. И соседи не знают, что делать.
Страсть к мусору
Психиатрам хорошо знакома «страсть к мусору», некоторые медики используют термин «синдром Плюшкина», подразумевая гоголевского персонажа.
По словам психиатра, доктора медицинских наук, профессора Виктора Косенко, патологическое накопительство может быть признаком психического расстройства. Как правило, это люди старше 60 лет, с возрастными атрофическими изменениями центральной нервной системы. Им присущи скупость, запасливость, накопительство. Со временем у них нарастает потребность в навязчивом накопительстве, которое принимает угрожающий характер. Принося в дом очередной хлам «про запас» или потому что «пригодится» и «жалко не взять», такие люди получают определенное психологическое удовлетворение и даже удовольствие. А потому просьбы соседей и даже родственников игнорируют. Помочь человеку справиться могут медикаменты и человеческая поддержка. Вот только большинство, как правило, стараются держаться от таких Плюшкиных, их запахов и крыс подальше.
В тех случаях, когда жилище Плюшкина представляет угрозу для него и окружающих, закон позволяет лечить его в стационаре. Инициатором в этом случае могут быть дети и родственники. Для этого потребуется написать заявление в психоневрологический диспансер. Врач приедет по месту жительства предполагаемого больного, и если он окажется социально опасным, то его можно без согласия обследовать и лечить.
Прецеденты показывают, что добровольно такие пациенты на лечение, как правило, не идут.
Идите в суд
Часто такие люди ставят под угрозу не только собственную жизнь и здоровье, но и мешают жить окружающим: их насекомые расползаются по соседям, запах распространяется далеко за пределы квартиры, да и пожар в захламленном помещении — дело ближайшего случая. Как защитить в этом случае свои права, не нарушив юридические права Плюшкина? Ведь жилище и любой хлам в нем — это частная собственность, и без соответствующего постановления суда трогать их нельзя.
Сотрудники управляющих компаний в один голос советуют соседям Плюшкиных: подавайте на них в суд. Но мало кто доводит дело до суда, включая соседей героев нашего материала. Кто захочет тратить время и нервы? А зря.
По словам юриста Натальи Медведевой, суд может обязать таких людей привести принадлежащее им жилое помещение в надлежащее состояние. И сопротивление: моя квартира или дом, что хочу, то и ворочу — не подействует.
Также в суд могут обратиться жильцы и управляющая компания, которой они доверили управление. В иске нужно указать причину обращения (например, угроза жизни и имуществу) и просьбу о назначении принудительной судебно-психиатрической экспертизы, лечения, а при необходимости и наличии такой возможности — опекуна. Назначенный судом опекун обязан заботиться о больном и контролировать его действия.
А можно ли выселить неряху из дома?
«За нарушение прав третьих лиц таких соседей можно попытаться выселить по суду из муниципальной квартиры. Но собрать доказательную базу, даже несмотря на то, что нарушения налицо, будет довольно сложно. Однако не стоит забывать о том, что эти люди, как правило, имеют огромные задолженности за коммунальные услуги. Скорее, это может стать причиной выселения. Квартиру по решению суда выставляют на аукцион, а на вырученные с продажи помещения деньги погашают задолженности, вывозят мусор», — отмечает юрист Наталья Медведева.
Как действовать?
— Попытайтесь найти контакт с хозяином квартиры или дома.
— Если не получается, выходите на его близких, друзей, других владельцев квартиры.
— Когда взаимодействовать не с кем, а из квартиры идет запах и плодятся насекомые, нужно написать заявления сразу в четыре инстанции: в Роспотребнадзор, управляющую компанию, участковому и в прокуратуру.
— На основании заключения Роспотребнадзора и комиссии в целом обратиться в суд, который вынесет предписание владельцу привести помещение в соответствие с санитарными нормами. Чаще всего это приходится делать УК за счет владельца жилища, если он не может или категорически отказывается вычистить квартиру, или муниципалитету, если жилье находится в социальном найме.
Судьба хозяев таких жилищ складывается по-разному. Кому-то оказывают помощь социальные службы, кого-то берут под опеку родственники. В иных случаях, когда речь идет об одиноких пожилых и больных людях, их помещают в специализированные учреждения.
Читайте новости там, где удобно: Instagram Facebook, Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.