
Аналитический центр ВЦИОМ представил результаты опроса россиян, активно пользующихся интернетом, об их новостных привычках. Исследование показало: 84% опрошенных читают новости каждый день. Особенно активно следит за событиями так называемое «поколение цифры» — молодые люди, родившиеся после 2001 года.
По данным ВЦИОМ, около трети россиян читают текстовые новости один-два раза в день, тогда как среди молодежи этот показатель составляет всего 20%. Основной мотив к полному прочтению — социальная значимость.
Почти половина зумеров читают новости в любое время, не привязываясь к расписанию. Для остальных россиян характерно утреннее или вечернее погружение в новостную ленту. Молодежь также активна после обеда — по дороге домой с учебы. Но, в отличие от старших, предпочитает короткие форматы и «микродозированное» потребление контента — не более двух минут за раз, и в 2,5 раза чаще читает новости, присланные друзьями.
Отдельное внимание в исследовании уделили восприятию фейков. Участникам предлагали «фантомные» новости — тексты, созданные по мотивам популярных сюжетов, но на самом деле не существовавшие. 65% опрошенных признали, что сталкивались с подобным контентом.
Наибольшую доверчивость вызывали темы, которые касаются личного благополучия — ЖКХ, цены, образование. А вот вымышленные сюжеты с участием ИИ-чиновников или псевдонаучные гипотезы о здоровье вызывали меньше доверия. Как показало исследование, упоминание авторитетных источников вроде Минпросвещения или ВОЗ придавало большую достоверность фантомным новостям.