Колумб открыл не только Новый свет
Мы все помним заслуги Христофора Колумба в открытии новых земель. Но это не единственное его «достижение». Он, среди прочих диковин с открытых им островов привез нескольких аборигенов в качестве образцов товара для будущей торговли. Однако «товар» оказался негодным — заставить туземцев работать оказалось практически невозможно, а при перевозке через Атлантику они умирали. Не удалось приручить европейским переселенцам и коренных жителей Северной Америки — индейцев. В результате рабочую силу на новый континент пришлось завозить через Атлантику.
Зачем нужны были рабы? Все просто. Еще в середине XV века португальцы, добравшись до островов у побережья Гвинеи, обнаружили там великолепные условия для выращивания сахарного тростника. Для работы на плантациях они стали покупать или выменивать черных рабов, которых в любом количестве готовы были поставлять иноземцам местные царьки. После открытия Америки португальцы использовали удачный опыт, став главными поставщиками рабов на плантации Нового света. По некоторым подсчетам, за 400 лет ими было вывезено из Африки свыше 4,5 млн рабов.
Второе место по объемам работорговли занимает Великобритания — 3,5 млн рабов. В конце XVIII века каждый четвертый корабль под британским флагом вез на своем борту невольников. При этом из-за ужасающих условий транспортировки только один из пяти африканцев добирался до своего нового дома живым. Около 1,5 млн рабов перевезли в Америку французы, чуть меньше — голландцы.
Начиная с 1501 года и до начала XX века только в США было доставлено, по разным оценкам, до 16,5 млн невольников, в большинстве своем из Центральной Африки, заливов Бенин и Биафра. Главными портами по приему рабов в Северной Америке стали Бостон и Новый Орлеан. По экспертным оценкам, к 1865 году в США проживало около 10 млн рабов.
Экономика рабства
Работорговля была исключительно выгодным и вполне легальным бизнесом, узаконенном европейскими странами на уровне нормативно-правовой базы. А учитывая, что на XVIII столетие приходится бум развития английской экономики, многие историки находят прямую связь между этим фактом и работорговлей. Так, например, Эрик Уильямс в книге «Капитализм и рабство» утверждает, что именно доход от продажи рабов стал основным капиталом для создания машинного производства в Англии, а, следовательно, промышленного переворота. Как только рабство перестало быть экономически выгодным, европейские империи вспомнили о принципах гуманизма и начали запрещать работорговлю.
В отличие от промышленного Севера, американский Юг был почти полностью аграрным. Основным продуктом сельского хозяйства являлся хлопок, который шел на экспорт. В первую очередь в Англию, текстильная промышленность которой обеспечивала хлопчатобумажными тканями полмира.
Используя труд рабов, крупные землевладельцы Юга получали огромные доходы от продажи хлопка, табака, сахарного тростника, риса и других сельскохозяйственных культур. На вырученные деньги богатые и надменные южане закупали в Европе всевозможные товары, включая предметы роскоши, чем вызывали лютую зависть янки, требовавших введения высоких пошлин на импорт.
Принято считать, что рабский труд экономически неэффективен, и это стало одним из главных противоречий между продвинутым Севером и отсталым Югом, что и привело в результате к Гражданской войне в США. Однако в начале 1990-х годов нобелевский лауреат по экономике Роберт Уильям Фогель доказал, что в первой половине XIX века труд рабов в США был эффективнее труда наемных работников. Его исследование продемонстрировало, что в 1860 году сельское хозяйство Юга с использованием труда рабов было на 35% эффективнее, чем сельское хозяйство Севера, в основе которого лежал свободный труд. Фогель также пришел к выводу, что причиной Гражданской войны стала не экономическая неэффективность рабства, а необходимость растущей промышленности Севера в дешевой рабочей силе.
Полтора миллиона белых семей, проживавших в южных штатах, имели около 400 тыс. рабов. Профессор истории Хьюстонского университета Стивен Дейл в книге Carry Me Back: The Domestic Slave Trade in American Life приводит следующие цифры. В 1860 году при средней цене раба в 750 долларов оценка всего порабощенного населения Соединенных Штатов составила 3 млрд долларов. Это в три раза больше всех инвестиций в промышленность, в три раза больше стоимости всего домашнего скота, в семь раз больше объема всех денег в обращении, в 12 раз больше стоимости всего урожая хлопка в стране, в 48 раз больше годовых расходов федерального правительства (чтобы оценить масштаб денежных сумм в статье, можно считать один доллар 1850 года примерно равным по покупательной способности 33 долларам 2020 года, а один доллар 1860 года — 30-31 долларам 2020 года). По экспертным оценкам, в общей сложности рабы в Соединенных Штатах отработали около 410 млрд часов.
Правительство отстранилось
Федеральное правительство оставляло вопрос рабовладения на усмотрение властей штатов — они могли как легализовать, так и упразднить этот институт. Рабовладельческий кодекс Вирджинии приравнивал рабов к объектам недвижимого имущества. Владелец имел право убить раба, если тот отказывался подчиниться хозяину. В южных штатах большинство рабов были заняты в сельском хозяйстве, а на севере США они исполняли функции домашних слуг и квалифицированных рабочих.
Экономической эффективности рабовладельческого хозяйства плантаторы добивались жестокими способами, в частности физическими наказаниями. Многие невольники ходили со шрамами на спине: они подвергались побоям за каждую «провинность» — например, за недостаточное количество собранного хлопка. Отдельной стороной рабства в США была сексуальная эксплуатация невольниц. Плантаторы превращали их в наложниц и подвергали насилию — законодательно это никак не ограничивалось.
Некоторые рабовладельцы даже открывали публичные дома. Причем дети темнокожих невольниц от белых мужчин также считались рабами. Девушки-рабыни, у которых африканкой была только бабушка или прабабушка, ценились рабовладельцами особенно высоко.
В XVIII-XIX веках в США произошло около 300 восстаний рабов, но все они были жестоко подавлены. В конце XVIII — начале XIX столетия все северные штаты США либо полностью отменили рабство, либо приняли планы по его поэтапной ликвидации. В южных штатах рабовладение, напротив, активно развивалось. После запрета на ввоз рабов из-за рубежа расцвел внутренний рынок торговли невольниками. Причем предприниматели из северных штатов инвестировали средства в работорговлю и плантационное хозяйство юга.
Некуда бежать
Темнокожие рабы массово бежали из южных штатов на север, чтобы получить свободу. В 1850 году их положение резко осложнилось из-за принятия конгрессом США закона, позволявшего задерживать беглых невольников на территориях, где рабство было отменено. Однако в Соединенных Штатах набирало популярность движение аболиционистов, выступавшее под лозунгом «Все люди рождаются равными» и требовавшее полной отмены рабства. Между Севером и Югом постепенно нарастали социально-экономические противоречия. Север выступал за протекционизм, а Юг — за свободную торговлю.
Южные штаты стремились к максимальному суверенитету и выступали против создания новых заселенных северянами штатов на западе. В 1854 году была создана Республиканская партия США, выражавшая интересы северян. Ее представитель Авраам Линкольн через шесть лет стал президентом. Южные штаты начали массово выходить из состава США, а в 1861 году между Севером и Югом началась Гражданская война, в которой южане потерпели поражение.
Выступая против рабства, Линкольн в то же время не признавал равноправие чернокожих, не намеревался предоставлять им право голоса на выборах и был убежденным противником межрасовых браков.
Принятие 19 июня 1862 года закона об отмене рабства стало сильным политическим, экономическим и военным ходом со стороны Линкольна. К началу Гражданской войны мятежные штаты занимали 40 процентов территории США, но по населению более чем вдвое уступали Северу. При этом примерно из 9,2 миллиона южан более трети были рабами. Закон об отмене рабства, а также вышедшая вслед за ним «Прокламация об эмансипации», широко распространяемая на территории противника, не только изменила характер войны, которая теперь стала «освободительной», но и позволила напитать армию янки новой кровью. К концу войны на стороне северян воевало 180 тысяч бывших рабов.
После капитуляции Юга и окончания Гражданской войны 9 мая 1865 года закон об отмене рабства вступил в силу на всей территории Конфедерации. 3,5 миллиона рабов получили свободу, закрепленную 13-й поправкой Конституции США. Но как это часто бывает, благие намерения приводят к результатам прямо противоположным. Вскоре на части территории страны было принято сегрегационное законодательство, лишившее темнокожее население ряда гражданских прав.
Это горькое слово «свобода»
Рабство было отменено во всех штатах, но долгожданное счастье для бывших невольников наступить не спешило. Под страхом судебного преследования плантаторы и фермеры освобождали недавних рабов не только от тяжелого труда, но и от крова над головой, гарантированной миски бобов и привычного им уклада жизни. Сотни тысяч чернокожих оказались в буквальном смысле выброшены на улицу без средств к существованию и навыков самостоятельной жизни.
Те, кому повезло, нанимались к бывшим хозяевам за минимальную плату. Другие в поисках любой работы перебирались в города богатого Севера. Третьи становились бродягами, промышляя попрошайничеством и мелкими кражами, и тут же попадали под действие «Закона о бродяжничестве». Согласно этому закону, чернокожие, не имевшие постоянного места жительства и работы, отправлялись на каторжные работы, где условия жизни были еще хуже, чем при рабстве.
Наиболее отчаянные объединялись в банды, нападали на фермы и небольшие поселения, грабили и убивали. В качестве самозащиты белое население Америки создавало отряды самообороны. Самая известная из подобных организаций — «ку-клукс-клан», созданная в декабре 1865 года. К концу 1868 года число ее членов достигло 600 тысяч человек. В большинстве своем это были ветераны армии южан.
Обычным явлением стали суды Линча — убийства афроамериканцев без суда и следствия. Точной статистики по незаконным казням в США нет, но эксперты говорят о десятках тысяч казненных
Сразу после ратификации 13-й поправки (в декабре 1865 года) в южных штатах были приняты так называемые Черные кодексы, определявшие порядок жизни чернокожего населения. Под страхом пожизненного тюремного заключения неграм запрещалось вступать в брак с белыми, носить оружие, ограничивалось их избирательное право и право владеть землей.
Так, например, «Закон о подмастерьях», принятый в ряде штатов, гласил, что все черные подростки до 18 лет, не имеющие родителей, или дети бедных родителей насильно отдавались в услужение белым. В случае побега их по суду возвращали хозяевам и подвергали телесным наказаниям.
Разделяй и властвуй
В результате Гражданской войны рабство в США было отменено, но к равноправию это не привело. Большинство белых американцев продолжали считать черных людьми второго сорта и им очень хотелось, чтобы те как можно меньше попадались на глаза, а еще лучше, чтобы они исчезли совсем.
Например, вернулись в Африку. Такой проект тоже был. Группа филантропов приобрела в Африке значительные территории, основав там по американскому образцу государство Либерия. Романтики и альтруисты считали, что чернокожие будут счастливы вернуться домой, а Либерия станет форпостом прогресса и цивилизации на Черном континенте. Однако родившиеся в США чернокожие возвращаться на историческую родину не спешили.
И тогда белые американцы стали придумывать правила, инструкции и законы, чтобы максимально отгородить себя от своих черных сограждан. Процесс это назывался сегрегацией. Официально он был озвучен в 1896 году решением Верховного суда США, утвердившим принцип «Раздельное, но равное» по отношению к сосуществованию черного и белого населения страны. Раздельное — да, но никак не равное.
Афроамериканцы еще долгие годы оставались фактически бесправными. Для компактного проживания черных выделялись отдельные районы — гетто. Существовали отдельные школы для белых и негров, отдельный общественный транспорт (существовал до 1970-х годов), запреты на совместное размещение в отелях и мотелях, разделение на кафе и рестораны только для белых и для «цветных» и черных. Запреты на профессии. Разделение было введено во всех сферах жизни. Даже Библия, на которой приносили присягу в суде, была для белых и черных разной.
27 июля 1919 года в Чикаго чернокожий подросток Юджин Уильямс, купавшийся в озере, пересек границу, которая разделяла воду на зоны для белых и черных. Его забросали камнями, и он утонул. Белый полицейский, к которому обратился свидетель-негр, отказался арестовать убийцу и арестовал самого свидетеля. В результате начавшихся беспорядков погибли 38 человек (из них 23 черных), было ранено 537 (из них 342 черных). Более тысячи черных потеряли свои жилища из-за пожаров. По итогам расследования 17 зачинщиков из числа афроамериканцев были повешены. 1919 год заслужил в истории Штатов название «кровавого». C июня по декабрь по 25 городам прокатились расовые беспорядки, жертвами которых стали 120 чернокожих. И подобных случаев было множество. Учились жить вместе белые и черные американцы не одно десятилетие.
Да будет праздник!
Только через сто лет после отмены рабства, в 1964 году, в США был принят Акт о гражданских правах, который запретил сегрегацию по цвету кожи во всех штатах. Однако де-факто дискриминация чернокожего населения в США существует до сих пор. И связанные с этим проблемы все еще актуальны. Об этом, в частности, свидетельствует движение BLM — «Черные жизни важны» и очень неоднозначное отношение к нему даже в США. А год назад Джо Байден подписал закон, по которому день 19 июня (Juneteenth) получил статус федерального праздника — «Дня освобождения».