Она привезла городу имя

Исторический момент передачи Жалованной грамоты сегодня может увидеть каждый: он запечатлен в бронзе на постаменте памятника Екатерине II, установленный в одноименном сквере в Краснодаре. Это длинный свиток с золотым екатерининским орлом и выпуклым шрифтом «Высочайшая грамота 30 июня 1792 года». Хотя на самом деле грамота была написана на листе белой рыхлой бумаги коричневыми чернилами и подкреплена красной сургучной печатью.

Если посмотреть ее на свет, — рассказала кандидат исторических наук Наталья Корсакова, — мы увидим, что это бумага с водяными знаками — гербами Российской империи. Грамота рукописная, и историки считают, что написана лично Екатериной II, а не просто подписана ею. Любопытно, что в коллекции грамот императрицы есть несколько ордеров, составленных князем Потемкиным. Среди них два рескрипта: первый о том, что он подарил свои земли, дарованные ему царицей для рыбной ловли, Черноморскому казачьему войску — за участие в русско-турецких войнах. А второй рескрипт гласил об образовании войска верных черноморских казаков. Звание «верные» предполагало, что казаки станут подчиняться законам Российской империи. Прежде они могли служить и турецкому султану, и польскому королю, однако «верные» казаки такого делать уже не могли. То есть с полным правом можно сказать, что идея создания подобного щита на границе России принадлежит Потемкину. Причем ставилась задача не только охранять, но и закрепить за государством эти территории, для чего нужно было создавать на них свои поселения и обустраивать жизнь. При этом казаки не имели права совершать набеги на территории живущих здесь народов — кроме как по особому распоряжению императора.

История документа, определившего жизнь казаков на долгие годы, началась 29 февраля 1792 года, когда кош (казачий совет) отправляет во главе большой депутации в Санкт-Петербург войскового судью Антона Головатого испросить у императрицы земли Кубани, обещанные князем Потемкиным за подвиги в Русско-турецкой войне. Более четырех месяцев ждали казаки в столице, пока монархиня не дала им аудиенцию в Царском Селе. После нее, 30 июня 1792 года, высочайшая грамота (и ее копия для Сената) были переданы. На Кубань грамота императрицы вместе с Антоном Головатым ехала кружным путем — через Сечь. Прибыв в главный город черноморских казаков, называвшийся в ту пору в официальных документах Карасунский кут, или лагерь при Кубани, грамота словно привезла ему имя. В октябре 1793 года в войсковых документах появилось название «Екатеринодар».

Путешествие грамоты

Грамота царицы, привезенная Головатым из Санкт-Петербурга, хранилась в Екатеринодаре сначала в Войсковом казачьем штабе, затем в Войсковом Александро-Невском соборе, а в дни праздников и торжеств выносилась на парады и молебны. Покинула наш город эта реликвия в феврале 1918 года — во время отступления Белой армии. Вместе с регалиями кубанского казачества ее увозят на хранение в станицу Брюховецкую: так было безопаснее. А через год отправляют еще дальше — сначала в Новороссийск, а затем в Константинополь, откуда ценности потом переехали в Грецию. В 1920 году грамоту и казачьи регалии доставили в Белград, где они хранились в музее до 1941-го, пока не были вывезены немцами…

Все обнаружить удалось лишь после окончания войны. Регалии передали Вячеславу Науменко, атаману Кубанского казачьего войска за рубежом, тот перевез ценности в США. Там они стали основой Кубанского войскового музея. Позже община эмигрантов-казаков купила поместье в городке Хоувелл штата Нью-Джерси, открыла там Духовный центр казачества в эмиграции, где и были представлены регалии.

В 1998-м начался процесс возвращения регалий ККВ, начавшийся по инициативе дочери атамана, Натальи Науменко. Она родилась в Екатеринодаре 30 августа 1919 года, — продолжает Наталия Корсакова, — и отец завещал ей непременно побывать на своей родине.

Дочь атамана, ставшая после смерти отца почетным хранителем регалий, очень беспокоила их сохранность: из-за ненадлежащих условий они могли быть утрачены навсегда.

В Америке было три суда по возвращению регалий на Кубань. Первые два сторонники возвращения проиграли. В США не могли понять, почему регалии должны вернуться в Россию. Однако Наталья Вячеславовна смогла привести довод, против которого судьи не смогли возразить. Она спросила у одного из них:

— А вы сами где храните документы о принадлежности своего дома?

— Как где? — удивился судья. — Я храню их в сейфе, в банке.

— Тогда почему вы считаете, что Жалованная грамота на владение части кубанской земли Россия должна хранить в Америке?

Судья рассмеялся и сказал, что теперь он ее совершенно понимает. В 2006 году состоялся третий суд штата Нью-Джерси, который встал на сторону тех, кто хотел вернуть реликвии на Кубань. Жалованная грамота Екатерины Второй стала самым драгоценным экземпляром —
и одним из первых — возвращенных на родину святынь.

Где можно увидеть регалию

Можно увидеть копию грамоты — она повторяет оригинал от и до, мы заказывали ее в Государственном НИИ реставрации, —
говорит главный хранитель фонда Краснодарского историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына Марина Смертина. — Оригинал хранится у нас в особой кладовой, в фондохранилище для ценных коллекций. Там строго соблюдается температурно-влажностный и световой режим. Грамота находится в специальной папке из бескислотного картона.

Копий, которые полностью повторяют оригиналы грамот, у нас три: все они были переданы из музея Нью-Джерси. Почему три? Дело в том, что принадлежность этой земли кубанским казакам позже подтвердили своими грамотами еще императоры Павел I и Александр I. Эти документы тоже находятся в хранилище.

В музейном зале регалий экспонируется чуть более 100 предметов — остальные в хранилище. Например, знамен ККВ экспонируется два десятка, при том, что музею их передано 102, из них четыре сейчас на реставрации.

Под стеклом в зале регалий лежит точная копия грамоты. Рядом с ней — подлинник росписи годового жалованья и часть реликвий казачьего обихода. Над всем этим — портрет Екатерины Великой кисти кубанского художника Олега Гаврилова, который он специально написал для коллекции регалий.

b1fa3761 picture Краснодарские известия
Это точная копия грамоты, выполненная специалистами Московского НИИ реставрации. Сам же подлинник находится в особой кладовой, в темноте, где поддерживается одна и та же температура — 18 градусов, и влажность не более 40%. И чтобы не было повреждений структуры бумаги, не допускается попадания на нее света.

Что было в Екатеринодаре-Краснодаре в июле

125 лет назад. На заседании городской Думы Екатеринодара обсуждался проект переименования некоторых улиц города, а также городских училищ в связи с 200-летним юбилеем Кубанского казачьего войска. Улицу Красную предлагали назвать Черноморской, Кубанской, Войсковой…

110 лет назад. Открыто движение трамвая по улице Екатерининской (ныне Мира), Медведовской (Кирова), Гимназической. Линия связала железнодорожный вокзал и городскую пристань.

85 лет назад. Принято постановление президиума Азово-Черноморского крайисполкома об организации Кубанского казачьего хора в Краснодаре. К руководству были приглашены знатоки кубанского фольклора — Григорий Концевич и Яков Тараненко.

70 лет назад. Дан старт Кубано-Азово-Черноморской плавательной эстафете. Протяженность краснодарского водного участка составляла 43 км — от мясокомбината до пристани Афипс. 120 сильнейших пловцов и тысячи физкультурников приняли участие в заплыве.