
Прогулялась по торговому центру. Несмотря на санкции, весна у барышень по расписанию. Магазины, где раньше было полно клиентов, закрыты плотными жалюзи. Непривычно. Чистой воды психология воздействия! Далеко не все бренды приостановили работу в России по идеологическим соображениям, скорее по экономическим.
Дело привычки
Буквально на днях французская компания Decathlon заявила, что «условия поставок больше не выполняются» из-за антироссийских санкций, поэтому их магазины будут временно закрыты, хотя изначально такой вариант не рассматривался. Из материала мы узнаем, продукция каких брендов не исчезнет с наших вешалок и полок.
Пыль осела на весенний асфальт, а шок прошел, как дождь. С каждым днем переживаний по поводу ухода с рынка крупных игроков все меньше. Наша задача — найти другие варианты и изменить свое отношение к одежде.
Как шопоголик со стажем считаю, что нам непросто перестроиться, потому что мы научились покупать быстро. Мода последних лет так и называется: fast-fashion*. Именно благодаря ей наши шкафы заполонили вещи, которые мы надели всего пару раз, после чего отправляли в утиль. «Сними это немедленно!» — кричала мода и потрошила наши кошельки подкладкой наружу.
* Fast-fashion, или быстрая мода, — термин, обозначающий постоянное обновление ассортимента.
Просто купи меня
Блогеры стали нашими гуру. Работала комбинация — ни одной новой фотки без очередной обновки. «Стилисты» предлагали готовый капсульный гардероб из брендов компании Indetex, в который входят сети Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius и Oysho. Разный ценовой сегмент и всегда актуальные модели: пришла, купила, победила — это было привычно.
— Для современного человека шопинг превратился в череду необдуманных приобретений, — говорит имиджмейкер Анастасия Вайнштейн. — Ушла радость от покупки, а интервалы между походами в магазин сильно сократились. Сейчас эта тенденция пойдет на спад. Плюсов у крупных сетевых магазинов было много — стильная одежда стала доступной, но зато все оказались как под копирку. Индивидуальность — это ведь не актуальные сапоги-трубы, которые носят многие, а ведь идут они далеко не всем.
А что носить?
Гендиректор Indetex Гарсиа Масейрас заявил, что компания во-зобновит работу в нашей стране, как только это станет возможным. Эксперты советуют подключить фантазию и подойти к созданию образов более творчески. «Я считаю, что у Zarina, Lime, Sela, Love Republic большое будущее в России! А еще точно пришло время сотрудничества больших российских марок с нишевыми брендами и молодыми дизайнерами!!!» — написал стилист Александр Рогов в своем Телеграм-канале, где он также регулярно знакомит подписчиков с отечественными производителями интересной одежды, обуви и аксессуаров.
— Шопинг должен быть экологичным. Я являюсь поклонницей мало популярного российского бренда. Еще до ухода гигантов поняла, что их задача — выкачать из клиентов как можно больше денег. Взамен ты получаешь полное отсутствие индивидуальности и одноразовую вещь. Перспектива стоять в километровой очереди нос к носу в эпоху ковида не прельщала. Вызывало раздражение, как представительницы прекрасного пола штурмуют распродажи, словно в последний день Помпеи, а за платье с уценкой в 70% возле вешалок шла битва, — делится имиджмейкер Анастасия Вайнштейн.
Бренды российского происхождения разного ценового сегмента, которые не уходят с рынка: 12storeez, oodji, SELA, SAVAGE, INCITY, ТВОЕ, GLORIA JEANS, befree, OSTIN, ZARINA, LOVE REPUBLIC, LIME, NOUN.
Простая арифметика
В России есть свои ритейлеры — это Melon Fashion Group: ZARINA, befree, LOVE REPUBLIC и Sela, Gloria Jeans, Zolla и др. Освободившиеся ниши с радостью займут китайские и турецкие производители. Но по факту получается, что те ушли, а наши подняли цены так, что особо не разоденешься.
В конце февраля в своем аккаунте сооснователь и лидер компании 12storeez (считается российским аналогом Massimo Dutti) Иван Хохлов пояснил, чем обоснован такой резкий скачок цен. Он подчеркнул, что для компании сейчас главное — выжить, а для этого бизнес-модель должна быть устойчивой. «50% продукции мы производим полностью за рубежом. Оставшиеся 50% отшиваем в России, но в себестоимости готового изделия сам пошив теперь составляет всего 20%, а оставшиеся 80% — это материалы и фурнитура, закупаемые в евро и юанях по новым курсам в других странах. Таким образом, суммарно 90% себестоимости изделий зависит от курса валют».
Не получится сэкономить на гардеробе, если вы решили отшить его на заказ. Это миф.
— Шить в ателье всегда было дорого, — говорит владелица частного ателье Маргарита Курбатова. — Мы все кроим своими руками, вырезаем ножницами по индивидуальным лекалам. Нас эта ситуация пока не коснулась, и наш клиент от нас никуда не ушел. На все ткани, которые мы закупили раньше, держим прежнюю цену. Что будет дальше — непонятно, потому как цены сначала выросли, а сейчас вдруг начали падать. Мы особой проблемы не видим. ZARА заменить не сможем, да и не стоит перед нами такой задачи — мы держим свою нишу.
Люкс не заменить
Как обстоят дела с обувью, мы узнали у краснодарского байера Юрия Лукина. Массового ухода брендов, работающих в формате «обувь», сегодня не наблюдается. Приостановка поставок в Россию затронула сегмент Premium и Luxe, где были представлены известные марки из Италии, Франции, США. В среднем и среднем минус, как и в среднем плюс сегменте, потери минимальные и связаны с временной приостановкой деятельности Crocs, Nike, Adidas, Puma, Calvin Klein.
— Пока все стабильно ввиду того, что около 85% розничных сетевых магазинов, работающих в формате обувных, имеют российское происхождение и размещают свои заказы под собственными торговыми марками в Юго-Восточной Азии, России и Турции, имея также небольшие линии в Бразилии, Испании, Португалии и Италии, — это «Эконика», Marc Cony, Mascotte, Respect, Carlo Pazzolini, Chester, Kari, Zenden, — поясняет Юрий Лукин.
Одна из крупных европейских сетей обувных магазинов Ecco не заявляла об уходе или своих намерениях по этому поводу. Продолжает стабильно работать и итальянская сеть Geox. Остаются с нами один из лидеров рынка доступной спортивной обуви Skechers и швейцарская сеть Rieker.
— В сегменте Premium (англ. — это группа товаров, которые приобретают люди с заработком выше среднего) можно использовать небольшие производства из России, Турции, у которых есть своя дизайнерская база, и при должном технологическом контроле они смогут удовлетворить потребность в самом продукте. Но для всего этого нужно создавать новые бренды, так как параллельный импорт у нас в стране пока на стадии рассмотрения, — рассказывает Юрий.
Обувь из сегмента Luxe заменить не получится, так как потребители покупают ее из-за многолетней истории и эксклюзивности. В среднем плюс сегменте, если курс иностранных валют и производство в Китае и Турции будут стабильными, замены не потребуется.
— Если с производством возникнет коллапс, то это возможность поднять тему импортозамещения в нашей стране. На текущий момент у нас есть и кожевенные заводы, и заводы по производству отдельных комплектующих. Необходимы лишь долгосрочные инвестиции и дополнительное развитие в области дизайна плюс доверие со стороны ритейлеров, — продолжает Юрий Лукин.
В таких сетях как Zenden и Kari около 90% продукции производится в России, остальная часть —
Китай, Индия. Еще в сегменте средний минус выручают производители из Беларуси. Колебания курса валют, подорожание логистики вынуждают некоторых ритейлеров экономить на комплектующих. Скорее всего, в некоторых сетевых магазинах будет наблюдаться снижение качества из-за оптимизации расходов.
— Люди начинают интересоваться более доступной обувью, потому что их доходы снижаются. Соответственно, объемы продаж и производства такого продукта будут расти. Качественный продукт останется, но гораздо меньше ввиду низкого спроса и высокой цены, — считает специалист.
Материал подготовила Анна Климанц