Садовый и коттеджный поселок: в чем разница? Проблем добавилось и с разрешением Конституционного суда на прописку в садовых поселках, которые изначально предназначались для занятия садом и огородом, но не для постоянного проживания.

Разницу объясняет Владислав Амерханов, участник общественного движения «Помоги городу»:

В самом названии — садовое товарищество — подразумевается ведение садоводства, которое может быть при этом обеспечено сезонным жильем. Чтобы укрыться от дождя, сложить инструменты, переночевать в выходные. Но давно известна практика, когда крупные землевладельцы, продавая людям дома, представляют садовые поселки в качестве коттеджных. Хотя это, по сути, сельхозземля. Люди вместе с дешевыми домами покупают себе проблему, считая, что такие поселки должны быть обеспечены всей необходимой инженерной и социальной инфраструктурой, а потом, уже поселившись, видят, что это не так. Поэтому считаю, что в новых правилах землепользования и застройки, по которым сейчас идут общественные обсуждения, нужны две территориальные зоны для садоводства: с возможностью возведения жилого дома — это уже существующие товарищества, и без такой возможности, т.е. чисто сад, огород.

С какими проблемами сталкиваются люди, которых убедили, что садовый поселок — это полноценный жилой район? Как показывает анализ обращений жителей дачных массивов в окружные администрации, самые типичные проблемы — это качество электроснабжения, частые отключения, нехватка мощностей и, как следствие, более низкое напряжение; отсутствие газа; узкие и гравийные дороги, нет социальной инфраструктуры.

У СНТ есть и свои полномочия. Что касается правового регулирования, то члены садовых товариществ должны понимать, в чем полномочия власти, а какая часть проблем решается за счет самих товариществ.

Глава города Евгений Первышов и председатель городской Думы Вера Галушко провели рабочую встречу с депутатами, членами городской Общественной палаты и руководителями структурных подразделений администрации, главами внутригородских округов.

Директор правового департамента Милена Егорова рассказала, что регистрация на садовых участках не обязывает муниципалитет создавать социальную и иную инфраструктуру на этих землях. Закон, в принципе, не предусматривает создания социальной инфраструктуры в границах некоммерческих садовых товариществ, изначально предназначенных для ведения садоводства и огородничества. А создание благоприятных условий, коммунальной инфраструктуры на территории садоводств и огородничеств — обязанность членов товарищества за счет членских взносов.

К тому же даже если граждане ликвидируют товарищество, все имущество в виде дорог, коммуникаций по-прежнему относится к собственности с обязанностью по его содержанию.

Город наделен правом, но не обязанностью поддерживать развитие садоводства и огородничества. Какие же меры поддержки предусмотрены законом? Например, это муниципальные программы поддержки садоводства и огородничества, в том числе инвестиционные. А еще — ведение просветительской работы с СНТ.

Что город и делает, поддерживая развитие садоводства и огородничества через работу с ресурсоснабжающими организациями, поиск инвесторов для подведения газа к садовым товариществам. Оказывается помощь с оформлением документов, проведением собраний, чтобы СНТ не отключали за неуплату.

Администрации округов оказывают жителям помощь в рамках своих полномочий: совещания по подготовке к дачному сезону в осенне-зимний период; содействие в разрешении вопросов с ресурсоснабжающими организациями; консультации по коммунальным и социальным вопросам.

Председатель городской Думы Вера Галушко напомнила, что такое садоводческое товарищество. Это — совместное разумное управление общим хозяйством, а оно включает и внутренние дороги, и электрохозяйство, и другое имущество.

После того как жители получили прописку, многие перешли на постоянное проживание и сейчас обращаются к городским властям с требованиями строить дороги, проводить уличное освещение, строить социальные объекты. То есть приводить массивы дачного жилья в соответствие с нормами, которые применяются к городским территориям, 
— сказала Вера Галушко.

Должен ли муниципалитет принимать на свой баланс электрохозяйство, дороги и другие объекты, чтобы содержать их за счет средств городского бюджета?

Такими полномочиями, по словам Милены Егоровой, муниципалитеты могут быть наделены субъектами Федерации. А пока их нет в краевом законе, регулирующем деятельность территорий садоводства или огородничества. При этом сам по себе муниципалитет — не ресурсоснабжающая организация и не имеет соответствующего штата для обслуживания инженерных сетей.

217-й Федеральный закон предусматривает, что органы местного самоуправления имеют право, но не обязанность оказывать следующую поддержку: организовывать подачу тепловой или электрической энергии, отремонтировать подъездную дорогу, проложить сети коммуникаций до дачного товарищества. Но внутри этого массива содержать имущество и развивать территорию собственники должны сами, — отметила Милена Егорова.

По мнению главы города, для решения проблем садоводческих товариществ необходимы федеральные и региональные программы, поддерживающие развитие СНТ.

Прямая речь

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Мы пришли к заключению, что использовать городской бюджет, обременять его решениями вопросов садоводческих товариществ город не может. С учетом того, что «дачная амнистия» и другая нормативная база принимались на уровне РФ и этот вопрос имеет общероссийский масштаб, здесь необходима поддержка на федеральном и региональном уровне. Я считаю, необходимо обращаться в Законодательное Собрание края и вместе изучать варианты решения сложившейся ситуации.