Спасает людей и… чистит фасады

Чтобы сменить профессию, Дмитрию Луговому достаточно просто переодеться.

Особая романтика

Когда костюм спасателя лежит в шкафу, наш герой обвязывается веревками — специальной экипировкой — и поднимается на высотки и многоэтажные дома. Там берет все необходимое и… прыгает вниз. Нетрудно догадаться, что Дмитрий занимается промышленным альпинизмом: очищает и красит фасады, моет окна, монтирует оборудование и многое другое.

— Все мои знакомые коллеги по-разному относятся к нашему занятию, — рассказывает он. — Некоторым нравится повисеть, и я из их числа. Ведь есть в этом особая романтика, когда паришь на высоте и тебя легонько раскачивает ветер. Опускаешь глаза и понимаешь: машины, деревья — все, что казалось когда-то таким большим, выглядит размером с ноготок.

Таким необычным способом Дмитрий зарабатывает немалые деньги.

— В студенческие годы подрабатывал на стройке. Потом отучился на спасателя, отслужил в армии и стал работать по профессии. У нас была горная подготовка, я уже многое знал и умел до того, как узнал о промышленном альпинизме.

Учиться дополнительно все же пришлось. Чтобы устроиться на работу, обязательно нужно иметь сертификат специалиста. Научиться с нуля можно за два с половиной месяца.

То жара, то холод

В шкафу Дмитрия висит и преподавательский костюм:

— Сейчас еще преподаю промышленный альпинизм. Обучаю людей держаться на высоте и выполнять различные задачи: от мойки стекол до установки баннеров и рекламных щитов.

И правда, профессия промышленного альпиниста разнообразна. В январе ты чинишь фонарь — и твои руки обжигает мороз, а в июле торопишься до полудня вымыть все 30 окон, ведь если солнце начнет припекать, то пена превратится в пар, пиши пропало.

Промышленный альпинист должен быть, как говорится, крепким душой и телом:

— Не всегда люди доучиваются: психологически не все «вывозят». Это как с вождением: многие сдают на права, но потом боятся сесть за руль  самостоятельно. Так и здесь. В эту профессию идут люди, которых высота не пугает. Но когда приходится висеть в воздухе, полагаясь только на страховку, тут-то и может подкрасться паника. Многие получают сертификат и оставляют эту затею, ведь максимум с третьего этажа спуститься не могут.

Да что там говорить, Дмитрий — спасатель, опытный промальпинист и к тому же учитель, но выше 18-го этажа никогда не поднимался, да особо и не горит желанием. Тот же психологический барьер не позволяет.

Вдобавок в прошлом произошел случай, который его сильно напугал: веревка, на которой он висел, перегнулась и порвалась, он сорвался и пролетел несколько метров. Благо, в экипировку входит система страховки, по-другому — привязь.  Именно она и уберегла Дмитрия от неминуемой гибели. Поэтому «одежда» промышленных альпинистов перед началом работы всегда проходит визуальную и тактильную проверку.

«Домушник» или человек-паук…

Все знают, что заглядывать в чужие окна неприлично. Промышленные альпинисты этого и не делают. Но человека на веревке за окном могут принять за домушника и попытаться перерезать веревки. Об этом не понаслышке знает Дмитрий. С ним и его бригадой такое случалось, приходилось вызывать полицию:

— Подобных историй очень много, слава богу, все они благополучно заканчивались. Можно сидеть и до утра травить байки у костра, — смеется мужчина. — Но нас не только с домушниками путали. Один раз делали косметический ремонт фасада — ошкуривали, красили. А ребенок из соседнего окна подумал, что мой коллега — это человек-паук. В общем, всякое бывает. В другой раз две добрые женщины нас чаем с плюшками напоили. Четвертый этаж, ты висишь за окном, в одной руке — плюшка, в другой — кружка с чаем,
— смеется Дмитрий Луговой. 

Кабинет между небом и землей

Машинистом башенного крана или, по-простому, крановщицей Татьяна Хагурова работает уже больше 20 лет.

Детская любовь

Любовь к габаритным машинам, скребущему железу и звуку мотора пришла к ней еще в детстве. В 15 лет,  после окончания школы, она поступила в училище на крановщика, хотя мечтала стать трактористом, как и ее отец:

— Ходила за ним всюду хвостиком, мне все время хотелось потрогать железный бок трактора,
— вспоминает Татьяна.

Когда девушке исполнилось 18 лет, устроилась рабочей на завод «Стройдеталь».

Ближе к 2000-м попала на стройку, где начала свою карьеру машиниста башенного крана.

Здесь к Хагуровой относятся с большим уважением. У нее ответственная и важная работа — подавать стройматериалы на высоту. А это не так-то и просто: требуется постоянная концентрация внимания и усидчивость. Как она рассказывает, почти 90% несчастных случаев происходит из-за  неточной работы машиниста.

Татьяна почти весь день проводит в кабине башенного крана. Пустота под ее ногами составляет метров так шестьдесят. От одной только мысли голова кругом.

— Самое приятное, — рассказывает она, — наблюдать за идущими в свои новые дома людьми, за играющей на площадке детворой. А ведь всего пару месяцев назад там стояла техника, трудились рабочие.

Помимо созерцания красивых видов, ей приходится с высоты птичьего полета контролировать бригаду, состоящую из одних мужчин. Кажется, что женщина на такой работе должна уметь вовремя показать характер. Но Татьяне даже голос не приходится повышать, а уж тем более ругаться. Она уверена: именно женщина задает правильный тон в мужском коллективе:

— Нужно относиться к своей команде с уважением. Даже если сержусь, не показываю. К слову, ребята не ругаются матом, а это, поверьте, редкость на стройке. Но люди бывают разные, некоторых приходится приструнивать,
— говорит Татьяна Хагурова.

«Не представляю себя в другой профессии»

Найти взаимопонимание важно, но нужно также полюбить технику, почувствовать и привыкнуть к ней. Татьяна считает, что только если люди и машина тебя слушают — работа идет как по маслу:

— Железо и техника — то, что я обожаю, это подходит мне по характеру. Поэтому не представляю себя в другой профессии и рада, что здоровье позволяет каждый день возвращаться в свой любимый маленький «кабинет» на высоте.

Несмотря на то что Наталья неделю работает, а другую отдыхает, она постоянно в разъездах: то внуков проведать, то родителей. Да по хозяйству все надо успеть:

— Главное, чтобы домой хотелось возвращаться. Поэтому очень ценю комфорт. Постоянно хочу радовать своих близких, нахожу интересные рецепты в интернете, что-то изобретаю, готовлю.

В общем, после общения с Татьяной понимаешь: настоящая женщина мужчин «построит», плиту положит и вкусненьким угостит.

Текст: Алина Вандышева