
Стыдно признаться, но эта идея пришла в голову не мне, а главному редактору газеты Владимиру Вербицкому. «Коломийцев, — сказал он мне, — ты много лет проработал в Топонимической комиссии города. Вы присваивали имена краснодарским улицам: героев, писателей, подвижников, музыкантов. Но неужели не осталось таких выдающихся наших земляков, людей, внесших свой вклад в историю нашего города или нашей страны, кого незаслуженно забыли? Почему мы на Думе должны присваивать новым аллеям и проспектам наименования типа Абрикосовая, Тополиная или Виноградная? Где наш городской эксклюзив? Где то, что сделает Краснодар не похожим на другие города России?»
Улицы Юрия Визбора и Карла Габлица
Первому я позвонил Виталию Бондарю, известному историку и краеведу, также много лет входившему в Топонимическую комиссию Краснодара. «Вряд ли мы что-то упустили. Ты же знаешь, все мои предложения почти сразу попадали в городской реестр топонимических названий. Хотя погоди. Нет у нас в городе улицы имени Юрия Визбора — поэта, композитора, барда. Того самого, что «Милая моя, солнышко лесное» и «Если я заболею, к врачам обращаться не стану». Его мать была уроженкой Краснодара, сам он провел здесь детские годы, жил на улице Кузнечной и даже год ходил в местную школу».
«Визбор — это тот, который Бормана в «Семнадцати мгновениях весны» играл? — блеснул и я перед товарищем эрудицией. — Годится. Давай еще предложения». — «Мне нравится название для улицы — Ильфа и Петрова. Тем более что Петров как раз в Краснодаре бывал. За Ильфа в этом плане поручиться не могу. Но улицы имени Ильфа и Петрова уже есть в Одессе и Москве. Так что это не совсем эксклюзив».
Вспомнил. Есть два отца-основателя нашего города, имен которых точно нет на карте Краснодара — это генерал-майор Семен Жегулин, губернатор Таврической области и его зам, вице-губернатор Карл Габлиц. Дело в том, что вновь созданное Черноморское (будущее Кубанское) казачье войско административно подчинялось руководству Таврической губернии. Это именно Семен Жегулин в 1794 году «рассмотрел план города Екатеринодара и нашел выгодным прикрыть его крепостью со стороны Кубани».
Не меньший, если не больший вклад в историю нашего города внес его заместитель Карл Габлиц, почти вся переписка Черноморского войска шла именно с ним, он частенько замещал таврического губернатора и надолго взваливал на себя его обязанности. Это вообще выдающаяся, уникальная личность. Не только государственный деятель, но и крупнейший ученый своего времени, путешественник, картограф, естествоиспытатель, то есть зоолог, ботаник и геолог в одном флаконе. Его именем назван род растений, им открытый. Этот человек вполне может считаться одним из отцов-основателей нашего города».
Герои из нашего города
Окрыленный первым успехом звоню еще одному своему приятелю — краеведу Александру Бурмагину. «О, это ты куда надо попал, — обрадовался тот. — Только что закончил свою новую книгу «Когда под Краснодаром шли бои». В ней собрал информацию о 39 уроженцах и жителях города Краснодара, которые стали выдающимися полководцами. Среди них 5 маршалов, 7 генералов армии, 6 генерал-полковников».
«Погоди, ты хочешь сказать, что память об этих людей никак не увековечена на карте города?» — «Многих — нет. Более того, мы тут с коллегами провели работу и обнаружили, что среди краснодарцев было больше Героев Советского Союза, чем ранее объявлялось, — не 109, а 144 человека. И полных кавалеров ордена Славы не 6, а 11. Это те герои, которых ранее с нашим городом вообще не связывали». — «Расскажи хоть об одном подробнее».
«Допустим, Тимофей Хрюкин. Дважды Герой Советского Союза, заместитель главкома ВВС СССР, генерал-полковник авиации. Хотя он родился в Ейске, но в 1930-32 годах жил в Краснодаре и учился на Кубанском рабфаке, что располагался в здании бывшей мужской гимназии на Красноармейской (ныне там Дворец творчества). По этой причине улица Гимназическая тогда звалась Рабфаковской.
Из Краснодара Тимофей Хрюкин и отправился служить в армию, попал в авиацию. За бои в Испании получил орден Красного Знамени. Воевал в Китае в 1938 году, был лично знаком с маршалом Чан Кайши. Потопил японский авианосец «Ямато-мару». За этот подвиг 28-летний капитан Хрюкин получил свою первую Звезду Героя Советского Союза. Участвовал в финской кампании.
Великую Отечественную войну встретил будучи уже одним из самых опытных советских летчиков. Командовал авиацией ряда фронтов. Воевал под Сталинградом, освобождал Крым. В 45-м стал дважды Героем Советского Союза. После войны был назначен заместителем главкома ВВС.
В июле 1953 года во время учений Хрюкин ехал на автомобиле в штаб. Неожиданно на дороге показалась группа женщин. Шофер затормозить не успел. Тогда прославленный летчик выхватил руль и направил машину в кювет. Врачи боролись за его жизнь, но 19 июля 1953 года от полученных ран он скончался». — «Ты хочешь сказать, что в Краснодаре нет улицы имени Тимофея Хрюкина?» — «Нет. В Ейске, Севастополе и Волгограде есть. А у нас нет. И он не один такой забытый герой».
Памяти городских глав
«Шеф! — радостный ворвался я в кабинет главного редактора. — Похоже, мы наткнулись на золотую жилу. Россыпь имен выдающихся краснодарцев- екатеринодарцев не иссякает!»
«Ничуть в том не сомневался, — флегматично ответил Владимир Вербицкий. — Будучи депутатом городской Думы, постоянно хожу мимо портретов городских глав. Если не ошибаюсь, то из тех, кто был до революции, увековечена память только Василия Климова и Гавриила Чистякова. Даже Ивана Дицмана позабыли». — «Того самого, что основал «Кубанское речное пароходство» и газету «Кубанский курьер»?» — «Его. Хотя он дважды выбирался городским головой, второй раз уже после революции, в ходе Гражданской войны. Если же взять руководителей Краснодара в 20-30 годы прошлого века, то о многих из них вообще ничего неизвестно. Одна строчка в биографии: с такого-то по такой-то год руководил нашим городом. И все!».
«Тогда у меня встречное предложение. Давай запустим в нашей газете и одновременно на сайте проект «Забытые имена». Каждый читатель, не обязательно историк или краевед, сможет обратиться в редакцию с предложением о том, кого из наших выдающихся земляков необходимо увековечить на карте родного Краснодара. Раз в месяц мы будем публиковать самые интересные предложения. А у посетителей нашего сайта будет возможность еще и проголосовать за те варианты, что понравились им лично. Чем не способ разбудить коллективную память горожан?» — «Годится», — сказал шеф. И так родился этот проект.
Вариант 1 Улица Юрия Визбора

Юрий Визбор (1934-1984) — бард, поэт, композитор, киноактер, сценарист и драматург, писатель и журналист, автор множества популярных песен, родоначальник бардовского движения. Его мать, Мария Шевченко, родилась в 1912 году в Екатеринодаре, потому детство будущего поэта прошло в нашем городе.
Самые известные песни:
- «Александра, Александра, этот город наш с тобою» (к кинофильму «Москва слезам не верит»),
- «А я еду, а я еду за туманом»,
- «Милая моя, солнышко лесное»,
- «Если я заболею, к врачам обращаться не стану».
Вариант 2 Улица Карла Габлица

Карл Иванович (Карл-Людвиг) Габлиц, (1752-1821), русский ученый-энциклопедист, естествоиспытатель, географ и путешественник, государственный деятель, вице-губернатор Таврической области, один из отцов-основателей города Екатеринодара, впоследствии сенатор, президент мануфактур-коллегии, почетный член Санкт-Петербургской академии наук.
Прославился научными экспедициями на территории России, изучал Крым, Кавказ, акваторию Каспийского моря, внес существенный вклад в мировую и отечественную науку — биологию, географию, геологию, этнографию.
Вариант 3 Улица Тимофея Хрюкина

Тимофей Тимофеевич Хрюкин (1910-1953) — летчик, заместитель главкома Военно-воздушных сил СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации.
Родился в Ейске, в 1930-32-м был направлен в Краснодар по путевке комсомола на Кубанский рабфак. В 1932 году бывший краснодарский рабфаковец поступил в Луганскую авиационную школу пилотов. Свое первое боевое крещение получил в небе республиканской Испании в 1936-1937 гг., награжден орденом Красного Знамени.
В августе 1938 года, во время Японо-китайской войны, был направлен в Китай. Командовал эскадрильей бомбардировщиков, затем авиагруппой. Совершил около 100 боевых вылетов на бомбардировку позиций японских войск. Во время этой войны советский скоростной бомбардировщик СБ уничтожил японский авианесущий корабль «Ямато-мару». За этот подвиг Хрюкину присвоено звание Героя Советского Союза. Осенью 1938 года ему получил звание полковника (минуя звание майора).
В августе 1941 года назначен командующим ВВС вновь созданного Карельского фронта. В июне 1942-го назначен командующим ВВС Юго-Западного фронта, позже преобразованных в 8-ю Воздушную армию. Под его руководством летчики сражались под Харьковом, Сталинградом, Ростовом-на-Дону, в Крыму. В июле 1944 года возглавил 1-ю Воздушную армию 3-го Белорусского фронта. Участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики, операциях в Восточной Пруссии. 19 апреля 1945 года Тимофей Хрюкин стал дважды Героем Советского Союза.
С августа 1946-го — заместитель Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке. С июля 1947 года — командующий 7-й Воздушной армией. В сентябре 1950 года назначен заместителем Главкома ВВС.
Вариант 4. Улица градоначальника Дицмана

Иван Николаевич Дицман (1872-1943) — кубанский предприниматель, общественный деятель и благотворитель, городской голова Екатеринодара. Основатель торгового дома «Дицман и сыновья», владелец ряда мукомольных предприятий. Организовал «Кубанское речное пароходство», решившее проблему снабжения города в весеннюю и осеннюю распутицу. С 1901 года — гласный (депутат) городской Думы. В 1907-м первый раз избран городским головой Екатеринодара. Строил новые трамвайные линии, открывал новые школы, издавал городские газеты. Известен благотворительной деятельностью, особенно в период Первой мировой войны. После революции стал сторонником Белого движения. В 1918 году повторно возглавил городскую власть. В 1919-м эмигрировал в Европу. Последние годы жизни провел в Швейцарии.