Детское хамство. С ним все чаще сталкиваются взрослые. Такое поведение, как правило, у подростков. Курение за гаражами, трехэтажный мат, ночные вопли на лавочке у подъезда. Как мы реагируем? По-разному. В том числе — проходим мимо: зачем связываться с хулиганами? Но ведь это наши общие дети, а их воспитание — ответственность взрослых.
Неразделимые понятия
— Воспитание гармоничной личности очень важно, это вечная тема. Меняются эпохи, человечество постоянно развивается, — открыл дискуссию Станислав Шильников. — В процессе взросления происходят разные ситуации, в том числе и конфликтные, и главное — понимать, как нам действовать правильно. Мы, взрослые, заинтересованы вырастить грамотного, образованного и, самое главное, высокоморального человека, гражданина своей страны. В этом важную роль играют родители, семья и, конечно, школа. Говорить о том, что она должна только обучать или воспитывать, я считаю, неправильно, это неразделимые понятия. Школа должна делать и то и другое, и престиж профессии учителя и авторитет педагога, безусловно, нарабатываются самим специалистом, профессионалом. Для того чтобы прийти в школу или другое учебное заведение, важно понимать, кто ты в этой профессии. Важно также осознавать, что ситуации с участием детей, — результат воспитательной работы, которая проводится дома родителями. В том числе и уважительное отношение к старшим — не только к учителям, а ко всем взрослым.
В любой образовательной организации существует устав (школы, лицея, гимназии), напоминает Светлана Карлова. В нем прописаны как права, так и обязанности участников образовательного процесса. Дети, родители и учителя должны помнить о них при возникновении конфликтных ситуаций.
— Имеются определенные механизмы решения конфликта. В школе работают педагоги по социальной работе, психологи. Они направляют детей, указывают, что ребенок сделал не так. Если ученик жестко нарушил правила и никого не желает слушать, то подключается совет профилактики, на него приглашают родителей и ребенка-нарушителя. Поэтому контроль есть, и эта система работает хорошо. Ребенок знает, что за его плохое поведение последует наказание.
Обычно все конфликтные ситуации решаются внутри школы, но очень редко они все же находят продолжение, и ребенка с родителями вызывают на комиссию по делам несовершеннолетних. Родители также могут понести наказание в виде штрафа.
Вернуть авторитет взрослого
— Согласна. Вообще сейчас проблема неуважительного отношения детей к взрослым проявляется более остро, — подхватила беседу Полина Пятакова. — Раньше у ребенка всегда были авторитетные взрослые: сначала родители, потом учителя. Сейчас фигура значимого взрослого часто подменяется незнакомыми личностями, блогерами, приятелями, которые не несут ответственности за свои поступки, слова, и поэтому ребенок начинает блуждать в своих внутренних исканиях. Надо вернуть значимого взрослого, и это задача родителей и учителей. Тогда воспитательная система станет намного эффективнее. Многие сегодня ругают влияние интернета, блогеров, но я не соглашусь: сегодня в сети тысячи интересных воспитательных проектов. Их создают педагоги и родители, там они рассказывают о моральных ценностях, которые пригодятся в жизни.
— Я внимательно слушала участников круглого стола. Сейчас мы говорим о последствиях, а я предлагаю поговорить о причинах, почему наши дети показывают то или иное поведение, которое нам не нравится, — говорит Ирина Марюхина. — Я, как педагог и мать троих детей, вижу следующие причины. На мой взгляд, это общее падение культуры нашего общества. Факторов, порождающих это явление, много, в том числе негативная информация в интернете, и, согласна, не всегда блогеры — корень зла. Вторая причина -это поведение педагога. Мы должны любить свою профессию, любить детей. Если это есть, то любой учитель найдет правильный подход, не бросится сразу обвинять, оскорблять, говорить — какой ты хам невоспитанный и куда смотрят родители, а задумается, почему эта ситуация произошла. А произойти она может по банальной причине: ребенок ищет внимания, добивается любви, которой, возможно, не хватает в семье. Причин может быть много. Поэтому учитель должен знать психологические особенности детей и обладать педагогическим мастерством, тактом, терпением и любовью. Это мой рецепт, я им пользуюсь и считаю, что мое взаимодействие с учениками проходит успешно. Ситуации в школе бывают разные, спорные происходят постоянно, но для меня дети с вызывающим поведением потом становятся любимыми учениками. Потому что когда дети видят, что они не безразличны, а учитель уделяет им внимание, ведет себя тактично, они ценят это особое отношение, и постепенно их поведение выравнивается. Проверено на собственном опыте.
Конфликт — индикатор проблемы
— Ирина Андреевна очень верно затронула важный аспект: как учителю вести себя в конфликтных ситуациях, — вступила в дискуссию Светлана Федоренко. —
На современном этапе даже исследователи говорят о том, что необходимо создать отдельную конфликтологическую компетенцию в школе. Ведь мы знаем, что есть продуктивные способы конфликта, есть непродуктивные. Конечно, высший педагогический такт заключается в том, чтобы учитель смог избежать конфликтной ситуации, перевести ее в такое русло, чтобы она разрешилась, не нарушая отношений сотрудничества, не вторгаясь в личное пространство участников. Еще один важный момент. Школьники, участвуя в таких конфликтных ситуациях, приобретают опыт разрешения конфликтов. А мы заинтересованы, как образовательная среда, чтобы этот опыт был положительным, потому что они будут пользоваться им на протяжении всей жизни. Поэтому ответственность очень высока.
— Конфликт — это зачастую индикатор проблемы. Его нужно проанализировать, сделать выводы и усилить работу в правильно выбранном направлении. А практикующий педагог-психолог всегда в этом поможет. Важно, чтобы все понимали, что способы разрешения конфликта должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии, не нарушая учебный процесс, поэтому сегодня требования к уровню профессионализма педагога-психолога беспримерно высоки.
— Поэтому очень важна и необходима системная работа по обучению нескольких специалистов, которые отвечают за воспитательный блок, — говорит Екатерина Лосева. — Сейчас в институте развития образования Краснодарского края около 20 программ, которые направлены на развитие компетенции специалистов штаба воспитательной работы по различным направлениям. Это и профилактическая работа, и конфликтология, и развитие эмоционального интеллекта, то есть все, что может помочь современному педагогу во взаимодействии с учениками. Все современные методики основаны на хорошо забытых старых. Сегодня они систематизируются, трансформируются под современного подростка: сегодня, чтобы стать гармонично развитой личностью, он должен обладать рядом компетенций, уметь критически и креативно мыслить, работать в команде. Важно понимать: чтобы развивать эти компетенции в молодой неокрепшей психике, необходимо самому педагогу обладать высоким уровнем этих компетенций, поэтому курсы повышения квалификации, предлагаемые нашим институтом, заточены на подготовку педагога, который мастерски будет владеть этими компетенциями.
Безусловно, важно и родительское участие, и то, какие отношения выстраиваются в семье, иначе наша воспитательная деятельность просто потеряет смысл. Потому что от родителей в воспитании ребенка зависит очень многое. Для того чтобы помочь и организовать родителей, институт предлагает им пройти курс «Основы детской психологии и педагогики» с адаптацией на современного ребенка. Информация и регистрация для участия — на сайте iro23.ru.
Воспитывают и родителей
— Я считаю, что развитие ребенка — это жесткий треугольник: учитель, родитель, ребенок. И так было всегда. Конечно, ребенок растет, познает мир, и у него есть право на ошибку, но мы, родители, должны это контролировать. Это наша обязанность — воспитывать наших детей, сделать достойными гражданами общества. Естественно, надо адекватно воспринимать критику, которую доносит учитель. Необходимо, чтобы родители уважали труд учителя и воспитывали в детях уважение к взрослым, это очень важно. К сожалению, часто родители допускают обсуждение учителей дома в присутствии детей, я считаю это категорически неправильным, потому что это деструктивно влияет на личность ребенка. Ведь наша задача сформировать хорошего, порядочного человека. У школы колоссальная нагрузка, педагоги учат, воспитывают, социализируют детей, больше времени проводят с ними, чем мы. К сожалению, вынуждена констатировать тот факт, что порой учителя знают наших детей лучше, чем мы, их родители.
Некоторые родители оправдываются тем, что много работают, но именно они должны все знать о своих детях, общаться с ними как можно больше, уверена Татьяна Бабаева:
— Ребенок может иногда приврать, рассказывая о конфликте в школе, может видеть ситуацию по-своему, поэтому родитель должен поговорить и с учителем — как с другом и помощником. Я не знаю ни одного случая, который нельзя было бы решить мирным путем. Иногда мне бывает стыдно перед учителями за поведение некоторых родителей.
— Я убеждена: на воспитание ребенка больше влияют родители, — включилась в беседу старшеклассница Валентина Грищенко. — Любую проблему можно решить. Родители при этом не должны смотреть на ребенка свысока. Мои мама и папа строгие, но если я хочу заняться чем-то новым и полезным, они всегда меня поддержат. У них много работы, но они всегда найдут время на меня и на сестру. Я считаю, что сегодня дети ведут себя более своевольно, потому что не чувствуют заботы и внимания взрослых. Конфликтные ситуации и желание попробовать что-то новое, запрещенное тоже возникают по этой причине. Если говорить о конфликте между учителем и учеником, его можно решить только путем диалога, тогда конфликта вообще не будет. Но если ученик ведет себя неуважительно, надо понять, почему он это делает. То есть сначала диалог учителя и ученика, потом включается директор школы, потом уже все остальное. Но всегда конфликт можно решить на первом уровне. Как его избежать? Привлечь ребенка к чему-то масштабному, интересному и познавательному, проектам, мероприятиям, чтобы он нашел единомышленников, занялся делом. Сегодня в Краснодаре таких мероприятий очень много. Мне нравится учебный процесс и нравится, как школа влияет на формирование личности, закладывает в него стержень. Но когда нет ценностей, сделать это невозможно, а они закладываются не только в семье, но и в школе. Здесь говорили о влиянии интернета, блогерства, но я считаю — проблема воспитания не только в этом. Я, к примеру, подписана на полезных блогеров, которые дают мне нужную, позитивную информацию, воспитывают меня. Есть много онлайн-ресурсов и школ, которые оказывают положительное влияние на формирование личности. Однако нужно иметь в виду, что интернет может влиять и негативно, поэтому ребенку и необходим стержень, чтобы делать правильный выбор и принимать верные решения.
Беседу продолжил девятиклассник Антон Балагура, по мнению которого конфликт между учениками надо пресекать на корню, а если не получается, то обратиться к учителям, директору школы. Ученик должен уважительно вести себя по отношению к педагогу, тем более если это молодой учитель или первый год работает в школе. Ему сложно освоиться с ребятами. Если школьники хамят, я считаю, что они категорически неправы, а если говорить об учителе, то он должен понимать ученика всегда. Может, возникла ситуация, которую ему не с кем обсудить, нет такого человека в окружении. Есть осадок на душе, он его выплескивает, а учитель не понимает. Поэтому надо общаться, вести диалог. Когда он есть, то и конфликт исключен. Мы наших учителей уважаем, особенно нашего классного руководителя Евгению Юрьевну, мы можем к ней прийти с любой проблемой в любой момент, обсудить все, а она всегда подскажет, как поступить.
Медиатор в помощь
За круглым столом много уделили внимания безопасной и комфортной среде в школе для всех участников образовательного процесса. Для решения конфликтов в 96 школах Краснодара созданы и работают службы медиации (примирения).
— Спикеры уже отметили, что ребенку порой не к кому обратиться за помощью. Так вот, наша служба как раз создана для того, чтобы решить эту проблему. Одному психологу сложно уследить за всем, а служба медиации более масштабная, — рассказывает Екатерина Позднякова. — Медиация — это средство, позволяющее разрешать конфликты. Они были всегда и будут, но в каком направлении они будут развиваться? В положительную или деструктивную сторону? Если мы говорим о межличностном конфликте двух сторон, то медиация помогает разрешить этот конфликт. В службу медиации входят и педагоги, и родители, и ученики, это взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса. Сегодня мы обучаем быть медиаторами детей-волонтеров. В прошлом году мы подготовили 318 человек. Если конфликт произошел в классе, туда выходит медиатор и помогает в форме диалога разрешить конфликт. Детям легче услышать друг друга. Наши волонтеры помогают разрешать конфликты, часто они советуют, как поступить в той или иной ситуации, и до конфликта дело не доходит. Служба медиации в тех школах, где она есть, работает и на профилактику, организовывает «круги класса», их проводят дети медиаторы-волонтеры вместе с наставниками, на этих кругах проигрываются разные конфликтные ситуации, проговариваются проблемы. Также у нас разработаны примирительные программы. Это направление деятельности очень важно сегодня и должно развиваться в образовании. В каждой школе должен быть обученный специалист и служба медиации.
— Идея службы медиации очень хорошая. Для меня служба, помимо того что там работают квалифицированные специалисты, важна тем, что сами дети обучают своих сверстников решению конфликтов, — отметил Станислав Шильников. — Это еще и общение. Раньше мы на улицах гуляли, а теперь все ушли в Сеть. Но интернет — это не плохо. Важно найти ему замену: правильную, грамотную педагогическую альтернативу. Одна из таких -служба примирения. Также важно развивать детские объединения. Уже существуют такие, как «Российское движение школьников», «Юнармия», «Союз казачьей молодежи». В эту работу включаются все, а самое главное — что дальнейшее развитие этих организаций и движений потом идет от самих детей. Они сами начинают организовывать их в школах, заражая положительным примером одноклассников. Кстати, интернет нужен и для того, чтобы через соцсети привлекать в эти движения еще больше подростков. Сегодня в Краснодаре 175 тысяч школьников, и многие из них находят друзей в этих объединениях.
— Добавлю, что в школе процессы образования и воспитания должны идти параллельно, — завершила дискуссию Светлана Карлова. — Мы все — и родители, и учителя, и администрация школы, и департамент образования — должны воспитать гармонично развитую личность. Это основная задача для нас всех. Ведь, согласитесь, не все дети будут менделеевыми, ломоносовыми, пушкиными. Но давайте ответим на вопрос: что лучше —
порядочный человек, который средне сдал ЕГЭ, или хам со 100 баллами за экзамен?
В любом случае все мы, взрослые, в ответе, какими будут наши дети, когда вырастут. Спрятаться от проблемы не получится, она только усугубится и догонит нас, навалившись огромным снежным комом, когда исправить ее будет крайне сложно. Поэтому если видите, что дети перегибают палку и ведут себя неправильно, не проходите мимо, обратите на них свое внимание, попытайтесь понять и объяснить на равных, в чем они неправы, постарайтесь переключить их настроение на иное — позитивное. Возможно, именно этот диалог перевернет восприятие ребенка и поможет вырастить гармонично развитого человека.
Текст подготовила Анастасия Лисова