Охлаждение включается автоматически

— Кондиционер включается при температуре +23 градуса воздуха на улице, объяснил Геннадий Фролов, главный инженер МУП «КТТУ». — Все новые трамваи у нас оборудованы кондиционерами с автоматической системой поддержания температуры. А значит, если включим его раньше, он просто не станет работать. До тех пор, пока наружный воздух не прогреется до 31 градуса, кондиционер будет поддерживать температуру в салоне в пределах 23-24 градусов автоматически. А если становится жарче (вообще-то он рассчитан на повышение до 50 градусов), разница температуры в салоне с наружной будет составлять 6 градусов. Почему производители заложили разницу в 6 градусов? Это требование СанПиН. Дело в том, что если человек войдет с 35-градусной жары в салон, охлажденный до 20-ти, он может простудиться.

Геннадий Фролов добавил, что каждый пассажир по-своему реагирует на температуру в салоне. Кто-то жалуется, что дует, другому хочется похолоднее, третий мерзнет, особенно утром. 

КТТУ рекомендует обратить внимание на «жалюзи» кондиционеров, расположенные под крышей, — шторки, которые можно прикрыть или перенаправить в другую сторону. Или, если такого приспособления нет, разместиться в середине салона: там поток холодного воздуха не столь силен.

Желание шофера не имеет значения

Еще больше вопросов к автобусам, которые обсуживают другие перевозчики. Должны ли там быть кондиционеры? И может ли водитель выключить его по своему желанию?

— Есть автобусы, которые изначально, по документам, пришли без кондиционеров, — объясняет президент Союза транспортников Кубани Иван Петров, — как правило, они были  выпущены в 1970-х — 80-х годах. Не предусмотрены там и воздуховоды по распределению воздуха по салону, то есть в них просто нет технологической возможности установить кондиционеры. И в конкурсной документации (в свидетельствах, где определены критерии обслуживания маршрута, указаны требования к технике) отсутствует требование наличия кондиционера на тех маршрутах, где они работают. Естественно, перевозчики в этом случае ничего не нарушают. Хотя, конечно, пассажиров понять можно: жарко, хочется прохлады. И я уверен, что постепенно требования к маршрутной сети будут повышаться, как и к технике, которая на нем работает. И тогда при обновлении подвижного состава кондиционеров в наших автобусах будет становиться все больше.

Однако зачастую пассажиры жалуются: «кондер» в автобусе есть, а водитель по каким-то своим соображениям его не включает. Имеет ли он на это право?

— Если кондиционер имеется, водитель в соответствии с выданным свидетельством обязан его включать. Это не его «хотелка» — сделать это или нет, это определено документом, который регламентирует качество транспорта на данном, конкретном маршруте. И перевозчик, его обслуживающий, обязан выполнять требование этого свидетельства. А если он его нарушил, то получит штраф от 50 до 100 тысяч рублей.

Однако случается, что в договоре кондиционер прописан, но он не работает: сломался. А летом, в жару, на сервисах ремонта кондиционеров очередь: ремонт их летом всегда востребован, и приходиться несколько дней ждать. Тогда перевозчик стоит перед выбором: либо не выпускать автобус, либо выпустить с неисправным кондиционером и возить пассажиров, пока не придет его очередь ремонта в сервисном центре. 

Отвечая на вопрос, при какой уличной температуре следует включать кондиционер в маршрутках, Иван Петров пояснил, что на салоны транспорта распространяются те же  санитарные требования, что и на другие общественные пространства. Рекомендованная температура — 24 градуса, поэтому зимой помещения салонов следует отапливать, стремясь к такому параметру, как минимум — к плюсовой температуре, а летом охлаждать до этого значения.

А что зимой?

Что касается холодного времени года и отопления, то обогревательные приборы включаются прежде всего в кабине водителя (все-таки он и сидит неподвижно, и одет не так тепло, как пассажиры). По распоряжению, которое действует на предприятии, при температуре окружающей среды минус 5 в трамваях-троллейбусах температура должна быть на 20 градусов выше наружной (но не менее +5 в салонах и +10 в кабине).

В современных автобусах МУП «КТТУ» система охлаждения просто переключается на обогрев.

Текст: Марина Аванесова