
Церковно-государственный праздник
4 октября мы будем отмечать День народного единства. В этот день в 1612 году народное ополчение, в составе которого были представители всех сословий и народов России, в том числе казаки, во главе с князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым изгнали польских захватчиков из Москвы. Благодаря этой победе закончилось «смутное время» и начался новый этап в развитии Русского государства. В 1613-м царь Михаил Федорович провозгласил этот день церковно-государственным праздником в честь Казанской иконы Божией Матери, с которой народное ополчение освобождало Кремль.
В годы СССР праздник не отмечался и был исключительно церковным. В современной России этот день вновь был провозглашен всенародным праздником и стал широко отмечаться с 2005 года, получив название — День народного единства. Праздник символизирует не только победу над поляками, но и нерушимое братство всех народов великой России и их единство в борьбе с иноземными захватчиками.
В сегодняшнем Краснодарском крае и его столице проживают представители около 140 национальностей. Среди народов, населяющих Кубань, особое место принадлежит кубанским казакам. Именно они 230 лет назад начали освоение и развитие нашего благодатного края, который в то время был пограничным и населен враждебными народами. За его будущее процветание десятки тысяч казаков сложили свои головы на поле брани.
Кем же были предки кубанских казаков — черноморцы и линейцы — 200 лет назад?
Малороссы, великороссы, поляки, молдаване…
«Гид кубанской истории» автор знаменитого труда «История Кубанского казачьего войска» Федор Андреевич Щербина считал, что Черноморское казачье войско было «собранное из разных мест, разрозненное и, отчасти, разноплеменное». Войско составляли представители малороссов, великороссов, поляков, молдаван, литовцев, татар, греков, немцев, евреев, турок и прочих народов.
Если обратиться к документам того времени, то мы увидим, что уже на момент создания Черноморского казачьего войска в 1787 году приток в войско бывших запорожских казаков был столь незначительным, что его главный организатор светлейший князь Потемкин-Таврический был вынужден 12 октября того же года разрешить набирать «охотников из свободных людей».
По сведениям известного кубанского исследователя истории Черномории Бориса Ефимовича Фролова, на момент начала переселения черноморцев на кубанские земли бывшие запорожские казаки составляли не более 40% численного состава войска. По подсчетам известного статистика Ставрополья и Кубани казачьего сотника Иосифа Викентьевича Бентковского, количество запорожцев в войске не превышало 30%. С учетом того, что к концу 1794 года численность войска составляла всего около 16 тысяч казаков, количество бывших запорожцев можно определить не более чем в 5-7 тысяч человек.
Сам Бентковский был польским дворянином, попавшим на Кавказ в 1834 году, где стал офицером-линейцем. К слову сказать, в те времена в среде черноморского дворянства было большое количество старшин «польской породы». Среди них первый войсковой писарь И. Подлесецкий, войсковой судья К. Кордовский, подполковник П. Бурнос и многие другие.
Как пишет Фролов, на Кубани Петр Бурнос усыновил абадзехского мальчика, а его родной сын Корней — еврейского. «В турецком городе Хотине в законе еврейском» родился отец будущего героя Отечественной войны 1812 года и кавказских баталий атамана ЧКВ генерала от кавалерии Н.С. Заводовского полковой есаул Степан Моисеевич Заводовский.
Атаман из Персии
С первых же шагов заселения Черномории на эти земли начался массовый приток беглых с территории России, в основном из внутренних губерний — Тульской, Орловской, Рязанской, Курской, Калужской, Пензенской и ряда других, а также из Малороссии.
И все же для освоения обширных земель Черномории и пополнения казачьих полков населения катастрофически не хватало. Правительство было вынуждено пополнять его переселенцами различных национальностей. Таким образом, национальный состав черноморских казаков был довольно пестрым, хотя его основу составляли выходцы из Восточной Малороссии.
Похожая ситуация складывалась с этническим составом линейных казаков. До 1832 года линейцы не имели своего войска, на этой территории были поселены отдельные полки. Освоение края началось в 1794-м с поселения здесь 1000 семей донских казаков, преимущественно раскольников из верховых станиц Дона. В 1802-м на линию с территории Новороссии были поселены казаки бывшего екатеринославского войска. В их составе на Кубань также пришли однодворцы бывшей Украинской линии, в свою очередь, переведенные туда в 1730-е годы с земель Белгородской засечной черты. Эти однодворцы были потомками «детей боярских» русских служилых людей XVII в. Так на Кубань попали представители древних русских фамилий — таких как Бекетовы, Анненковы, Одоевские и др.

В 20-х гг. XIX века на Кубань пришли хоперские казаки, в составе которых были обрусевшие малороссы, казаки и однодворцы бывших засечных линий Тамбовской и Саратовской губерний и др. Во всех линейных полках имелись выходцы из кавказских и других «азиатских» народов.
В 1841 году началось заселение Лабинской линии линейными и донскими казаками, казаками-охотниками, государственными крестьянами и пр. По свидетельству офицера-лабинца Аполлона Шпаковского, атаманом станицы Чамлыкской был есаул Евстафий Васильевич Скрыплев, бывший командир шахских «сарбазов», который долгое время жил в Персии и даже хной «сурмил брови и ресницы». Есаул одновременно командовал поселенными на Лабинской линии выходцами из Персии.
Перенимали казачьи традиции
Этнический состав как черноморского, так и линейного казачьих войск был весьма разнообразен. В первом большинство составляли малороссы, во втором — великороссы. Однако представители различных народов, попадая в дружную казачью семью, в скором времени становились казаками, перенимая их обычаи и традиции.
Уроженец станицы Кавказской полковник Ф.И. Елисеев справедливо отмечал: «После Севастопольской кампании 1854-1855 гг. почти полстаницы было населено выходцами из Малороссии… Пишущий эти строки еще застал их украинские хатки под соломой, застал одиночных стариков и старух, говоривших исключительно на «нерепанном», как говорили в станице, «хохлацком» языке. Но их сыновья теперь не говорили на материнском языке и были уже настоящими казаками-линейцами, ассимилировавшись с первыми поселенцами-донцами». Так формировалось Кубанское казачье войско.
В годы Великой Оте-чественной войны бок о бок с кубанскими казаками встали на защиту Отечества представители всей многонациональной Кубани. Примечательно, что первым Героем Советского Союза прославленного 4-го гв. Кубанского казачьего кавкорпуса стал адыг Айдамир Ачмизов. Из 6,5 тысяч кубанцев, влившихся в состав формируемой в столице Кубани 9-й Краснодарской пластунской дивизии, 85%, или 5425 человек, составили русские, 526 человек были украинцами, 52 — казахами, 48 — адыгами, 42 — белорусами, 15 — азербайджанцами, 14 — мордвинами, 12 — татарами.
В наше время в рядах Кубанского казачьего войска служат потомки казаков —
представителей различных народов. Известный кубанский казак-журналист Александр Берлизов, погибший в Приднестровье в 1992 году, с гордостью говорил нам, что его фамилия происходит от турецкого корня, но сам он потомственный кубанский казак. Среди современных казаков многие носят говорящие фамилии: Сербин, Лях, Литвин, Немчинов, Евреинов и др. Однако сегодня все они являются полноправными казаками дружной семьи кубанского казачества, скрепленной единой православной верой и любовью к своему Отечеству и своей малой родине — Кубани.
Верны заветам дедов и прадедов
За свою немногим более чем тридцатилетнюю новейшую историю казаки Кубанского казачьего войска доказали, что они являются достойными продолжателями славных дел своих предков.
Кубанские казаки одними из первых протянули руку помощи своим братьям-славянам в Приднестровье, Абхазии и Югославии. Участвовали в контртеррористических операциях в Чеченской Республике и в операциях по принуждению к миру во время грузино-осетинского конфликта. Один из них, казак ХКО «Прикубанский курень» войсковой старшина Вячеслав Палагин, стал Героем России, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й ст. с мечами и тремя орденами Мужества. Казак ХКО «Кубанский казачий клуб» войсковой старшина Анатолий Сидоренко ради спасения людей закрыл своим телом гранату. Посмертно был удостоен звания Героя Абхазии.
Более тысячи кубанских казаков под руководством атамана Николая Долуды участвовали в возвращении Крыма в состав России. Казаки сыграли одну из главных ролей, успев в самые критические моменты взять под охрану важнейшие государственные учреждения республики и защитить наиболее уязвимые участки на Турецком валу, Перекопе и Чонгаре, остановив поток террористов и провокаторов.

Сегодня в специальной военной операции на Украине приняло участие уже более 2,5 тысяч кубанских казаков-добровольцев. За боевые заслуги многие из них награждены государственными наградами России.
Среди первых казаков-добровольцев, отправившихся на Донбасс еще в марте 2022 года, был казак моего куреня — первой казачьей организации Кубани ХКО «Кубанский казачий клуб» старший вахмистр Давлет (имя изменено). По национальности он туркмен. Восемнадцать лет прослужил в Российской армии в составе миротворческого контингента Российских войск в Приднестровье, затем в составе отдельной бригады специального назначения ГРУ, старший прапорщик. Уволился в запас в 2015 году. Православный, казак нашего куреня с 2013 года.
В 2017-м его сняли с воинского учета в связи с достижением предельного возраста пребывания в запасе. В марте 2022 года добровольцем пошел воевать на Украину за освобождение своих братьев. Воевал в составе отряда БАРС-5 на харьковском направлении. Отряд был многонациональным, кроме казаков, в нем сражались представители многих народов России.
1 мая в боях под Изюмом Давлет получил тяжелое ранение. Свое 55-летие встретил 10 мая в госпитале, где провел более трех месяцев. Сейчас дома, в Краснодаре. В сентябре уже в нашей краевой больнице ему сделали третью операцию. Как говорит сам Давлет, после выздоровления вновь пойдет на фронт. Ведь в рядах одного из подразделений его родной отдельной бригады спецназа на Украине с самого начала операции — с февраля 2022 года — воюет его сын, разведчик-связист.
Можно смело утверждать, что этнический состав кубанского казачества был и остается многонациональным. Именно поэтому сегодня казаки с особым чувством будут отмечать День народного единства. Ведь только благодаря единству народов России мы сможем победить в сегодняшней священной войне нашего Отечества со странами западного мира. Только благодаря единству народов России наше государство продолжит свое поступательное развитие и вновь станет великой Россией.
Материал подготовил Александр Бурмагин