На днях в Сочи полиция задержала мужчину, позвонившего с сообщением о «минировании» общественной остановки. На месте специалисты не нашли ничего опасного, а сам «террорист» был обнаружен неподалеку. Звонок он сделал в состоянии алкогольного опьянения, а вот зачем — история умалчивает.

Впрочем, практически у всех подобных историй причина такого поведения всегда одна — хулиганство. И хотя это слово ассоциируется с молодежью, возраст злоумышленников варьируется от школьного до вполне себе зрелого. Говоря о ложном телефонном сообщении, мы употребляем слово «террорист» в кавычках, но это не умаляет степени серьезности преступления.

А что собственно такого?

Сегодня в России, как и в любой другой цивилизованной стране, достаточно сложная террористическая обстановка, которая вынуждает правоохранителей и спецслужбы немедленно реагировать на все звонки о минировании. Даже если голос в трубке детский (напомним, ответственность за ложное сообщение о теракте наступает уже с 14 лет). 

Сразу же подключается множество специалистов разных областей — от обычных полицейских и кинологов до сотрудников ФСБ и спасателей. Это не только попусту потраченное время, которое они могли уделить реальному вызову. Это и деньги — каждый выезд спецслужб обходится государству в немалую сумму. И ляжет она потом на того, кто заявил о бомбе.

А если «заминирован» оказался аэропорт или вокзал, или торговый центр — это еще и финансовые убытки, срыв расписания рейсов или маршрутов. В конце концов, эвакуация людей может привести к панике и непредсказуемым последствиям.

Преступление и наказание

Самое примечательное, что с огромной вероятностью звонок о теракте все равно отследят. Иногда на это уходит время, но в итоге правосудие торжествует, порой довольно жестко. За телефонный терроризм существует наказание по статье 207 УК РФ. 

В самых «легких» случаях преступника ждет штраф в 200-500 тыс. рублей, ограничение свободы до трех лет или принудительные работы сроком в 2-3 года. Однако если речь идет о серьезных объектах или причинении крупного ущерба, суд может назначить штраф на пару сотен тысяч больше или приговорить к лишению свободы на 3-5 лет. И чем опаснее звонок, тем суровее закон.

Так, в декабре 2020 года пьяный кубанец, который месяц врал о бомбах в школах и торговом центре Абинска, получил семь лет в исправительной колонии общего режима и крупный штраф.

Текст подготовил Максим Дмитриев