Стартует пора летних отпусков, и для некоторых путешественников наступает время приобретения не только билетов, но и ежегодной головной боли: куда деть четверолапых членов семьи, которым закрыт вход на борт самолета. Сейчас к перелету вместе с хозяином допускаются только любимцы, вес которых вместе с переноской не превышает восьми килограммов. «КИ» разбирались, почему авиакомпании устанавливают такие жесткие правила и как планируют их смягчить.

Собака — не чемодан

Помните нашумевшую историю с котом Виктором, которого не хотели допускать в салон из-за лишнего веса в два кило и как его хозяин на взвешивании подменил кота на более худого? Когда эта история дошла до руководства авиакомпании, владельца животного исключили из программы лояльности и аннулировали 370 тысяч бонусных миль. Тогда за обоих ребят вступилась многочисленная армия пользователей соцсетей и пристыдила авиаперевозчика. Но подобных историй много, потому что условия перевозки домашних животных авиакомпаниями заставляют владельцев домашних питомцев идти на хитрости.

Я промониторила несколько сайтов воздушных перевозчиков и выяснила, что основные правила транспортировки любимцев в целом одинаковы у всех. Пассажир имеет право взять на борт только один контейнер, в котором могут находиться несколько питомцев одного вида (у Аэрофлота — только одно комнатное прирученное животное), чей вес не превышает 8 кг, в багажном отделении — 50 кг. Однако огромному количеству хвостатых строго воспрещен перелет не только в салоне, но даже в багажном отсеке. Собаки, относящиеся к брахицефальным породам (бульдоги, мопсы и т.д.), грызуны, пресмыкающиеся и членистоногие вынуждены остаться дома в любом случае.

«Нестандартный багаж» — именно такую формулировку выбирают авиакомпании в отношении животных. Звучит как-то неприятно, ведь дело идет все же о живых существах, а не бездушных чемоданах, которым нипочем удары, тычки и низкие температуры.

Нас швыряли и морозили…

9 февраля 2020 года. При погрузке в самолет в аэропорту Сочи упала и сломалась собачья клетка, в результате животное оказалось на взлетно-посадочной полосе. Сотрудники аэропорта поймали пса, посадили его в клетку и замотали ее скотчем. К счастью, животное не пострадало и долетело до Москвы без травм.

2 марта того же года. На рейсе Аэрофлота при транспортировке от внутреннего кровоизлияния погибли две кошки. У третьей диагностировано обморожение.

13 февраля 2021-го. Щенок породы корги начал хромать на правую переднюю лапу после перелета. В его переноске были проломлены две стенки, с мясом вырвано несколько крепежных болтов, на корпусе со всех сторон следы и царапины.

И это далеко не все подобные случаи, которые можно вспомнить за последнее время. Неудивительно, что любящие хозяева зачастую вовсе отказываются от отпуска или предпочитают полету поездку на личном автомобиле или поезде. Долго, зато безопаснее.

Почему животные страдают при перелете в багажном отсеке? Есть два фактора. Первый: недобросовестные грузчики-живодеры. Владельцы пострадавших питомцев, о которых шла речь выше, все как один жаловались на повреждение контейнера для перевозки. Такое могло случиться только с «легкой руки» человека.

«Судя по всему, переноску швыряли, а сверху метали чемоданы», — прокомментировал хозяин корги Есении. — И за все это я заплатил почти 10 тысяч рублей.

Вторая причина: неподходящие условия транспортировки для живого существа. Например, авиакомпания «Азимут» предупреждает: во всех багажных отсеках ВС RRJ-95 отсутствует техническая возможность регулирования и контроля температурного режима. Поэтому животные принимаются к перевозке в багажно-грузовом отсеке при условии, что температура от +10°С до +20°С не является для них критичной. Отсюда вытекают переохлаждение и самоповреждающее поведение: и без того находясь в стрессе, животное мечется по клетке в попытках согреться и выбраться наружу.

Пассажир из багажного отсека

Как рассказал нам эксперт, бывший начальник службы движения краснодарского аэропорта, 30 лет назад животных также на свой страх и риск перевозили в багажнике самолета. Но в то время условия были еще суровее. Кот в багажном отсеке воистину превращался в «Кота Шредингера».

— Даже в салоне самолета мы порой чувствуем, что нам не хватает кислорода, а в «подпольном» пространстве давление еще ниже. В некоторых старых самолетах, таких как ЯК-42, ТУ-154, ТУ-134, багажные отделения бывают негерметичными. Это значит, что если за бортом -50, то в чемоданном отсеке около -30. Бывало такое, что люди забирались в багажник зайцами и живыми не долетали. Конечно, современные лайнеры герметичны, а некоторые имеют багажные отсеки с подогревом.

Послабления

Вообще, непонятно, почему у животных-компаньонов так мало привилегий при том, что многие хозяева готовы заплатить за них как за себя. Однако российские авиакомпании, видимо, под давлением общественности, начинают понемногу ослаблять правила перевозки питомцев в салоне.

В частности, теперь вместе с хозяином может лететь одно животное весом до 10 кг, а размеры переноски не должны превышать 126 см в трехмерном измерении: именно таково пространство между сиденьями в проходе, при этом животное должно вставать в полный рост и поворачиваться на 360 градусов. Кроме того, разрешено перевозить собак брахицефальных пород. Из минусов — перевозка животных в салоне разрешена пока только на короткие расстояния, не превышающие по длительности 3 часов.

Тем не менее послабление в виде двух дополнительных килограммов к перевозке — малая толика вклада в спокойствие путешественников. Большинству российских авиакомпаний есть чему поучиться у своих конкурентов. Например, «S7» разрешила пассажирам перевозить домашних животных в салоне самолета на соседнем кресле. Вес животного вместе с переноской не должен превышать 23 кг, это значительно расширяет спектр пород, допускаемых в салон.

«Первый класс» или «супер-эконом»?

— Вы, как хозяин, должны знать особенности поведения и здоровья своего питомца, чтобы решить, насколько рискованно отправлять его в багажный отсек. Во-первых, животное гарантированно получит стресс. Нужно понимать, как оно с ним справится. Я хозяйка двух доберманов: суку я могла бы отправить таким образом, кобеля — точно нет. Она стрессоустойчивая мадам, а он будет гавкать и метаться по контейнеру весь полет. Во-вторых, температура в подогреваемом багажном отделении все же ниже, чем привык питомец. 10-20 градусов тепла — вполне нормальная температура для «шерстяных» собак. Короткошерстным можно надеть попону. Уличные кошки, адаптированные к низким температурам, тоже стойко перенесут эту температуру. А вот кошкам породы сфинкс категорически нельзя в багажник — они получат обморожение,
— пояснила ветеринарный врач-терапевт и хирург Софья Стрельникова.