Кажется, едва заканчивается строительство или реконструкция той или иной улицы, через время начинается ее ремонт. Опять километры снятого дорожного покрытия, многочасовые пробки… В чем причина недолговечности асфальтобетонного покрытия, «КИ» выясняли вместе с экспертами.
Плохо ремонтировать… невыгодно
Интернет пестрит фотографиями и видео, как асфальт укладывают в снег или дождь. И Краснодар не исключение. Конечно, есть место халатности и безответственности. Но это поверхностные причины. А в чем главная?
Евгений Беляков, заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства, считает, что в плохую погоду дороги специально не ремонтируются:
— У подрядчиков нет задачи положить асфальт в лужу, более того, им это невыгодно. Почему? Если по каким-то параметрам дорога отремонтирована некачественно, то подрядчик переделывает все за свои деньги в рамках гарантийных обязательств. Для них это не новость, это прописано в контракте, который администрация города заключает с дорожной компанией.
Евгений Беляков подчеркивает: по окончании работ асфальт должен пройти испытание на физико-механические показатели: толщину, водонасыщение. И только после положительного результата принимают объект.
Когда туфли чистые после прогулки?
Леонид Лебедь, член экспертно-консультативного комитета ТЭК транспорта и дорожного хозяйства Законодательного Собрания Краснодарского края, специалист в области энергосбережения, считает, что некачественные дороги — далеко не единственная проблема:
— На мой взгляд, городу нужно еще больше асфальта, чтобы не было пыли. А что мы имеем сегодня? У нас многие улицы с 50-х годов прошлого столетия не видели асфальта. Тогда автотранспорта было очень мало, и он не оказывал такого отрицательного влияние на экологию, как сейчас. Потому что вся грязь переносится с бездорожья на асфальтированные улицы. Транспорт поднимает эту пыль, а она тем временем проникает всюду: в машины, дома и, что самое страшное — в наши легкие. Я часто бываю в Москве и каждый раз замечаю один интересный факт: мои туфли всегда чистые после прогулки. В Краснодаре все иначе: не было ни одного дня, чтобы мне не пришлось чистить обувь от осевшей пыли. То же самое и с автомобилями. Они быстро пачкаются и едут на автомойку, чтобы смыть грязь. Сегодня большинство автомоек не имеет современных очистных сооружений. Смыв идет в канализацию, а дальше в нашу родную реку Кубань. Я как краснодарец мечтаю, чтобы наш город был полностью заасфальтирован. Везде должна быть плитка и зеленые зоны.
Россия VS Европа
Мы привыкли сравнивать наши дороги с европейскими. Даже выражение: «У России две проблемы: дураки и дороги» — стало чуть ли не национальным. Но почему у нас так, а у других хорошо?
Многие эксперты считают, что все дело в технологии. С этим мнением согласен и урбанист Денис Лысов:
— Качество дороги зависит от применяемых технологий. В студенческие годы во время практики мне довелось наблюдать строительство объездной дороги в Воронеже, которая делалась по качественной немецкой технологии. Как это происходит? Вырывается котлован глубиной 2-3 метра, потом речным песком высыпается основание и укладывается в несколько слоев. После этого идет слой крупного щебня и заливка бетонного основания. Только тогда накладывается финишное покрытие асфальта толщиной не менее 10 см. В Краснодаре ремонт проходит по очень упрощенной схеме: срезается старый верхний слой дороги, и на его место укладывают новый асфальт. Не учитывается и основание, на котором строят дорогу: грунты, подземные воды. У нас по системе безопасного и качественного строительства новых дорог максимальная вырезка грунта составляет 20-30 см. А это очень мало для тех нагрузок, которые испытывают наши дороги. Но эти условия прописаны в нацпроекте «Безопасные качественные дороги», соответственно, надо выполнять.
Ой, не морозь меня!
Евгения Солодкая, старший преподаватель КубГТУ, говоря о качестве наших дорог, считает, что не стоит полагаться только на новые технологии, широко используемые в нашем крае:
— И если мы говорим о новшествах, то нам нужно учитывать и другие факторы. Ведь у нас очень частые переходы через нуль, которые являются настоящим испытанием для любой дороги. Отсюда появляются микротрещины, выбоины и ямы. Вспомните хотя бы этот год: нельзя было преду-гадать, когда улицы снова покроются льдом. Однако нельзя говорить о том, что проблемы с дорогами только у нас. Посмотрите на соседние регионы с потрескавшимся асфальтом на дорогах.
Сегодня Краснодар занимает лидирующие позиции по качеству дорог в Южном федеральном округе.
По мнению Евгении Солодкой, с каждым годом состав смесей дорожного покрытия становится все лучше и лучше. Поэтому все, что нам нужно делать, — оперативно проводить ямочный ремонт, чтобы испорченный участок дороги не увеличивался в размерах.
Почему плавится асфальт?
Евгений Беляков, заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства:
— В основном на качество дорог влияет температурный режим. Перепад температур разрушает асфальт, и образуются микротрещины. А высокие летние температуры просто плавят асфальт. К тому же по нему еще ездят большегрузы. И каков итог? Создается колея. С этой проблемой бороться трудно. Если весы еще можно поставить на трассе, то оборудовать весь город практически невозможно. Самая лучшая профилактика для того, чтобы дороги меньше портились, — своевременный ремонт. Понятное дело, со временем все приходит в негодность. Что касается новшеств, все материалы и технологии, которые мы используем в работе, утверждены на федеральном уровне. Например, если разметку раньше красили краской, то сейчас — пластиком. Повышается и качество самих материалов: битума, асфальтобетона. Люки ставим на плиты, это уменьшает риск провала. Сегодня укладчик регулирует ширину асфальта с помощью 3D-технологий.
Дорога к мечте
62 участка улиц планируется отремонтировать в 2021 году по нацпроекту. На сайте dtkrd.ru мы можем прочитать об актуальных проектах. Например, заходим в раздел «Общественный транспорт» и открываем вкладку «Трамваи». Что мы видим? Дорожные проекты, которые реализуются в Краснодаре. К примеру, здесь рассказывают о том, что планируют сделать или уже сделали.
Теперь вы знаете, что уже начато строительство новой трамвайной линии протяженностью 5,4 км по ул. Московской. Или то, как идет подготовка к строительству трамвайных путей в Губернском микрорайоне и микрорайоне Гидростроителей протяженностью 13,5 км. Хотите рассказать о выбоинах или пробках возле вашего дома? Тогда нужно перейти в раздел «Форма обращения» и рассказать о проблеме.
Как рассказал разработчик, руководитель креативного агентства Doodah Studio Никита Сычев, для того чтобы жители могли без проблем ориентироваться на сайте, были придуманы цветовые маркеры. Раздел «Город для людей» выполнен в зеленом цвете. Здесь можно узнать, где расширяют тротуары и озеленяют территории. Или то, что уже запроектированы велосипедные дорожки общей протяженностью 31,6 км.
В красном цвете — раздел «Общественный транспорт». В один клик мы узнали о том, что планируется увеличение доли общественного транспорта. Для этого в 2021-2022 гг. закупят 56 единиц транспорта. Если вы мало ходите пешком и ездите на общественном транспорте, то вам наверняка захочется почитать про «Дорожную инфраструктуру» — синего цвета. Оказывается, количество автомобилей в городе на сегодняшний день — 442 тысячи.
В разделе «Пресс-центр» желающие могут прочитать актуальные новости, а в разделе «Общественные вопросы» — оставить обращение. Разными цветами отмечены проекты и новости:
— зеленый цвет — «Город для людей»;
— красный цвет — «Общественный транспорт»;
— синий цвет — «Дорожная инфраструктура».
Алина Вандышева