Концепция «Центр без машин»
Разговоры о том, как спасти кубанскую столицу от нашествия автомобилей, не утихают с тех пор, как Краснодар официально получил статус города-миллионника, ведь вместе с новыми жителями появляется все больше машин. По данным городского департамента транспорта, сегодня их количество уверенно стремится к отметке в полмиллиона. И это только официально зарегистрированных, не считая гостей. Ежедневно в город въезжает около 200 тысяч автомобилей. Магистрали с такой нагрузкой не справляются, что приводит к постоянным пробкам.
После презентации проекта «7 улиц» в 2020 году, предполагающего создание новых пешеходных зон и велодорожек на месте парковок, появилась идея платного въезда в центр города. Особо вдохновившиеся концепцией пешеходы даже предлагали закрыть его для личного транспорта совсем. Накануне свое мнение по теме высказали федеральные эксперты.
Одно из информационных агентств спросило московских урбанистов и аналитиков, как разгрузить дороги в российских мегаполисах. Специалисты сошлись во мнении, что для этого в крупных городах, в том числе в Краснодаре и Сочи, нужно делать платный въезд в центр, создавая при этом «удобные альтернативы».
Нужны перехватывающие парковки
«По Красной не проехать без билета — спасибо центру за это!» — шутят краснодарцы в соцсетях.
Другие справедливо замечают, что идея привлекательная, но город к ней пока не готов:
«Сначала нужно организовать качественный общественный транспорт и сделать перехватывающие парковки, а потом уже говорить о платном въезде», — пишут комментаторы.
Мы узнали мнение краснодарских экспертов. Они считают, что вопрос платного въезда в центр не должен подниматься отдельно, это должна быть часть комплексного подхода по развитию человекоцентричного города.
Нельзя брать с людей плату за въезд, не предоставив удобных альтернатив, таких как перехватывающие парковки или четко работающий общественный транспорт, — рассказывает «Краснодарским известиям» главный редактор сайта «Общественный транспорт Кубани и Адыгеи» Олег Бодня. — Кроме того, от пробок это не избавит, так как центр — далеко не главная точка притяжения автомобилистов. Если мы проанализируем автомобильный трафик, то увидим, что очень много поездок совершается в спальные и периферийные районы города. Водители уже научились объезжать центр. По сути, въезд в центр, да и вообще в сам город, и так платный — просто платим затраченным временем на простоях в пробках, а время, как мы помним, это тоже деньги.Он добавил, что есть более деликатные меры разгрузить городские улицы. Например, создание качественной системы общественного транспорта. Он должен быть современным, низкопольным, просторным, с расширенной географией маршрутов. Кроме того, нужно создать бесплатные перехватывающие парковки на конечных остановках, чтобы жители пригорода могли оставлять там свои машины и добираться до работы на удобном общественном транспорте.
В таком случае краснодарцы сами начнут пересаживаться на трамваи, троллейбусы и автобусы, частично освободив улиц от лишних машин,Урбанист Мирослав Гриценко также уверен, что Краснодару нужно идти по пути развития транспортной инфраструктуры, а не запретов. В беседе с «Краснодарскими известиями» он отметил, что для снижения количества машин не обязательно делать платный въезд.
Налаженная система платных парковок, разветвленная сеть муниципального транспорта, наличие велодорожек, широкие чистые тротуары — все это сделает центр города более привлекательным для пешеходов и менее привлекательным для автомобилистов. Платный въезд — это прыжок через несколько ступенек: платная парковка, платные дороги, платная стоянка во дворах. Когда горожане будут все это оплачивать, получая взамен выгоду по времени и комфорту, тогда можно будет говорить о платном въезде в центр города,Краснодар не Лондон
С ним согласен популярный московский урбанист и блогер Илья Варламов. Он также считает, что подобные перемены должны происходить планомерно. Однако, по мнению Варламова, в ближайшем будущем платный въезд в центр для российских городов будет в порядке вещей, как сейчас для Лондона, Сингапура, Стокгольма или Милана.
Автомобиль не является социально необходимым атрибутом, как медицина или образование, а город прежде всего должен быть ориентирован на пешехода, — убежден блогер. — Платный въезд — это хороший способ ограничения автомобилизации наравне с сокращением парковочных мест и вводом платной парковки. Очень много людей хотят ездить в центр на личном транспорте, но там для него попросту нет места, поэтому поездка должна быть очень дорогой. Естественно, нельзя проводить только деавтомобилизацию, надо еще развивать общественный транспорт.В городском департаменте транспорта «Краснодарским известиям» рассказали, что вводить новые ограничения для автомобилистов пока не планируется.
Платный въезд в центр города должны косвенно заменить платные парковки. Этим сейчас и занимаемся,Резюмируя
С одной стороны идея платного въезда кажется привлекательной не только для сохранения экологии и комфорта жителей, но и для развития города в целом: на полученные деньги можно было бы строить новые велодорожки, пешеходные зоны, благоустраивать парки и скверы. С другой стороны, для ее реализации нужно кардинально менять транспортную инфраструктуру, развивать полицентрическую модель: создавать на окраине офисы, строить коммерческую недвижимость, многоквартирные дома, чтобы у людей не было необходимости ежедневно ездить в центр. И тогда мы увидим Красную без машин, тротуары без электросамокатов и велодорожки, по которым можно будет уехать в любую часть города.