— Андрей Анатольевич, некоторые застройщики уже проявляют интерес к компенсационным мерам, предусмотренным краевым законом, в том числе к предоставлению земельных участков. О каких участках идет речь? Ведь в Краснодаре свободной земли практически нет…
— Из земельных участков, которые существовали в городе до прошлого года, есть порядка 9, которые могут быть предоставлены как компенсационные. Например, на территории в 1500 гектаров в северо-восточной части Краснодара — кстати, по площади это чуть больше центральной части города.
На сегодняшний день эта территория одна из самых перспективных. Во-первых, ее проект планировки разработан в полном соответствии с требованиями и нормами современного градостроительства. Начинали как положено — с транспортного каркаса, выделяя направления движения дорожных потоков.
В чем еще плюс? На этой же территории будет размещаться большой медицинский кластер, так называемый медицинский городок на 57 гектарах. Он станет центром притяжения как для жителей города, так и края. Здесь планируют разместить краевой онкологический центр, дневной стационар и поликлинику, больницу скорой помощи, краевой тубдиспансер и краевой наркологический диспансер. В следующем году мы начнем проектирование этого медицинского кластера.
Территория на северо-востоке станет и административно-деловым центром, где появятся новые рабочие места, тем более что она граничит с Восточной промышленной зоной.
В этом году Кубань сохранила лидирующие позиции среди российских регионов по объемам ввода жилья. Наш край занимает 2-е место после Московской области по объемам ввода жилья с показателем более 3 млн кв. м и 1-е место — по ЮФО. В этом году введено около 1,9 млн кв. м домов массовой застройки, рост по сравнению с 2017-м составил 89%, индивидуального жилья — 1,2 млн кв. м с ростом 84,7%.
— Еще один новый микрорайон — Почтовый, запроектированный в пойме реки Кубань пос. Гидростроителей. Территория большая — около 500 гектаров. А как защитят ее от паводков?
— Две основные проблемы, которые следует решать перед строительством микрорайона Почтового в пойме реки Кубань, — это, во-первых, гипотетически возможное подтопление этой территории и, во-вторых, ее транспортная инфраструктура — дорог там нет. Существующее Малое кольцо Гидростроя напряжения не снимает.
Решить эти проблемы поможет южный скоростной периметр, отсекающий жилую часть от паводковых вод.
Это будет дорога, одновременно выполняющая функцию защитного сооружения. По сути, дамба, по верху которой проложат проезжую часть. Магистраль начнется в районе ОZ Молла, затем пойдет вдоль реки Кубань, огибая Почтовый и сам Гидрострой, по мосту — на остров и выйдет в район улицы Воронежской.
— В Краснодаре остро стоит проблема въездов в город. Будет ли она решаться при создании транспортного каркаса нового микрорайона на северо-востоке?
— Новая дорога, так называемый Восточный подъезд, будет дублером и Ростовского шоссе, и улицы Уральской — Новороссийской, то есть двух основных въездных маршрутов. Новый въезд в город появится между ними и выйдет на кольцо Восточно-Кругликовской. Эта четырехполоска в значительной степени разгрузит и Ростовское шоссе, и улицу Уральскую — Новороссийскую.
В результате, после реализации этого проекта, кардинально поменяется транспортная ситуация в восточной части города. Есть и второй этап — соединение с трассой Краснодар — Кропоткин, в районе хутора Ленина, — там будут развязка, от которой пойдет дорога на трассу М4 «Дон», и въезд в город. Уже объявлен конкурс на проектирование, и я надеюсь, что до конца 2019-го проект будет завершен, мы получим положительное заключение экспертизы и в конце следующего года начнем строить.
В 2018 году в регионе возбуждено 554 исполнительных производства о сносе самостроев, фактически снесено 229. Гражданским кодексом предусмотрено взыскание судебной неустойки по всем объектам, по которым вступило в силу решение о сносе.
— Как бы вы оценили активность муниципалитетов по борьбе с самостроями?
— Проблема возникает там, где жажда наживы переходит все границы. Как в Сочи, где возведение самостроев приняло системный характер, и бороться с ними пришлось системными методами. Но сегодня в крае действуют три фактора, при наличии которых самострои невозможны.
Это — неотвратимость наказания, невозможность получить экономическую выгоду и публичность. Когда все они работают, самостроя быть не может.
Ситуация в Сочи поменялась коренным образом. Это не значит, что все самострои там снесены, но новые больше не появляются. Для этого активно используются такие инструменты, как судебная неустойка за неисполнение решения суда о сносе. Муниципалитет как истец обращается к застройщику как к ответчику — через суд, о взыскании судебной неустойки, суды принимают такие решения, причем достаточно успешно — еще бы, размер судебной неустойки бывает от 5000 до 100 тысяч рублей в сутки.
К тому же физическое лицо, имея такие долги перед государством, не может выехать за границу, у него арестовывается имущество. Вместе с тем эти меры пополняют муниципальный бюджет.
— Будут ли строить в историческом центре Краснодара? И если да, то какова может быть приемлемая этажность?
— Объекты здесь могут возводиться, но не выше шести этажей. Мы не можем застроить блочными коробками центральную часть, иначе утеряется индивидуальность, особенность Краснодара. — Как вы относитесь к реновации? — Она влечет за собой дополнительную нагрузку, увеличившееся число людей на единицу площади. Именно так происходит в других регионах (речь в этом случае не о Москве), когда сносят десять старых домов и строят на их месте пять новых, значительно выше. Нужно ли нам такое уплотнение на Черемушках? Наверное, нет.
Сегодня застройщики работают в новых реалиях действующего законодательства. Предусмотрен жесткий контроль и проверка строительных организаций перед получением разрешения на какое-либо строительство, а социальная и инженерная инфраструктура должны быть заложены еще на стадии проектирования.
О дольщиках:
На рынке долевого строительства края действует 347 застройщиков, возводящих 876 объектов. В этом году введены в эксплуатацию 74 долгостроя — это 15 546 новых квартир на 1,126 млн кв. метров. Постоянно идет поиск инвесторов для проблемных домов.
Уже 16 инвесторов подписали документы на достраивание, по восьми объектам идут переговоры с застройщиками края, еще по четырем — из других регионов.
По инициативе губернатора готовятся предложения по выделению из краевого бюджета субсидий муниципалитетам на решение проблем обманутых дольщиков.