Авиатор

Полет Адама Габер-Влынского на биплане «Фарман» состоялся над ипподромом скакового общества. В течение трех дней он более десяти раз пролетел над городом на высоте 200 метров, исполнял разные пируэты, вызывая неподдельный восторг зрителей.

Поэт Александр Блок в стихотворении «Авиатор» (1910 год) написал:

Летун отпущен на свободу.

Качнув две лопасти свои,

Как чудище морское в воду,

Скользнул в воздушные струи.

Выросший во Львове поляк для русской авиации был фигурой легендарной. Бывший велогонщик, 16-летним юношей Адам Мечиславович уехал во Францию — учиться летному делу у Блерио и Фармана. В Россию вернулся в 1910-м с «Фарманом-4» и уже через год стал первым летчиком-инструктором Московской авиашколы, готовя на Ходынке авиаторов. В 1910-м Габер-Влынский, числившийся членом Всероссийского Императорского аэроклуба, гастролировал по югу России.

Восторг зрителей

Идея позвать аса для демонстрации мастерства принадлежала гласному городской думы Екатеринодара и вольнопрактикующему врачу Николаю Ерохину, обратившемуся 2 сентября 1910-го к начальнику Кубанской области и наказному атаману Михаилу Бабычу с просьбой разрешить организацию на ипподроме Кубанского скакового общества двух полетов на аэроплане. Его канцелярия потребовала предоставить свидетельства о «звании пилота» и приписки Габер Влынского к аэроклубу, а также внести залог в 3000 рублей «в обеспечение возврата публике денег в случае неудачного полета», что и сделал Ерохин.

При стечении зрителей на екатеринодарский ипподром в разобранном виде аэроплан Фармана с мотором «Гном» был для кубанцев диковиной: «Взгляд на первых  порах улавливает будто две полотняные крыши. Спереди на шестах небольшой полотняный навес и сзади, тоже на шестах, несколько иной формы навес», — писала газета «Кубанские областные ведомости». На земле авиатора ждала овация и подписанное генерал-лейтенантом Бабычем удостоверение о том, что он — «летун, безу-словно, опытный, бесстрашно совершал разного рода эволюции уверенной твердой рукой, чем вызвал заслуженный восторг зрителей».

Фото: myekaterinodar.ru

Летчик-испытатель

С конца 1911 года пилот работал летчиком-испытателем на московском заводе «Дукс» и инструктором в Московской школе авиации на Ходынке. Одним из первых освоил петлю Нестерова. Габер-Влынский установил ряд рекордов на самолетах завода, в том числе весной 1913 года шесть всероссийских, из которых четыре — в одном полете на «Фармане-XVI». Габер-Влынского считали лучшим российским летчиком, а его рекорды были лучшей рекламой продукции «Дукса».

8 мая 1914 года авиатор попал в катастрофу при испытании самолета «Депердюссен» постройки «Дукса»: погиб летевший с ним механик, самолет был вдребезги разбит. А пилот выжил, отделавшись не угрожавшими жизни травмами. Уже к июлю, к началу Первой мировой войны, он залечил переломы бедра и голени левой ноги.

Война прервала яркую спортивную карьеру Габера. Уроженец Львова, оставаясь подданным Австро-Венгрии, он не мог участвовать в боевых действиях, но обучал летчиков, изредка участвуя в показательных полетах в Петербурге. Всего в 1911-1917 годах он облетал более тысячи самолетов «Дукса» и сдал военному ведомству 483 аэроплана.

Погиб на рабочем месте

Семнадцатый год круто изменил судьбу Габера. После «классовых чисток» в авиашколе он уехал в Польшу, испытав свой последний «Фарман-ХХХ» постройки «Дукса» 24 ноября 1918 года.

В Люблине Габер-Влынский работал летчиком-испытателем и инструктором в Высшей школе пилотов. За короткий срок он подготовил около 300 польских летчиков.

Уж поздно: на траве равнины

Крыла измятая дуга…

В сплетеньи проволок машины

Рука — мертвее рычага…

Адам Габер-Влынский погиб 21 июня 1921 года в Люблине, разбившись при испытании первого экземпляра лицензионного итальянского самолета Ансальдо А1 «Балилла».

Материал подготовила Марина Аванесова