Краевой центр Кубани занял 4-е место в России в рейтинге городов по продажам легковых автомобилей б/у. За первые четыре месяца 2022 года в городе было перепродано 17 357 машин с пробегом, что на 10% больше, чем за тот же период прошлого года, — 15 809 единиц. Впереди Краснодара лишь Москва (перепродано 105 720 машин, что на 13,7% больше, чем за аналогичный период 2021 года (92 981 машина); Санкт-Петербург (49 905, на 2,2% больше — 48 829 ед.); Новосибирск (21 214, на 32% больше — 16 076).

Ранее сайт «Авито Авто» сообщил, что в I квартале 2022 года рост продаж авто с пробегом в Краснодарском крае составил 33,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя цена трехлетней машины в регионе выросла за год на 45,1% и достигла 1 596 000 руб. Самыми продаваемыми моделями среди «трехлеток» в регионе стали Lada Granta, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Toyota Camry и Lada Vesta.

Более доступны, легче в обслуживании

— Краснодар всегда был в лидерах по продаже вторичных машин. Южный рынок активный, тем более что в город приезжает много новых жителей,
— замечает автожурналист Евгений Мельченко.

В том, что рынок подержанных автомобилей начал расти в России, нет ничего удивительного. Это связано с введенными в отношении страны санкциями. Некоторые европейские, американские, японские производители не просто прекратили продажи, но и приостановили техническое обслуживание своих машин. Особенно сильный удар пришелся по авто премиум-класса. В нынешних условиях стало совершенно невыгодно содержать большие автоцентры. В Краснодаре уже закрылись два автосалона Lexus, не работает центр Land Rover. Дилеры пошли на минимизацию расходов и усиленно перераспределяют мощности. Сегодня в городе можно увидеть, что в одном салоне продают Mercedes, Land Rover, Lexus, Toyota.

— Купить нынче новый автомобиль бренда, который ушел с отечественного рынка,  большая проблема. Начались сложности с расходными материалами. Цена на них высока. А если вы имеете авто премиум-класса, то не удивляйтесь, если одно ТО обойдется вам по стоимости как подержанный средний автомобиль. Дилеры сейчас значительно подняли цены на новые иномарки. Не стоит забывать, что, приходя в салон, вы должны будете взять кредит, КАСКО. Ставка по автокредиту сейчас от 15-16% (в пик была 19%). Естественно, что в таких условиях люди ищут альтернативу. В марте-апреле были проблемы с поступлением новых машин. Все стали вкладываться в б/у. Вторичные автомобили более доступны, и, что немаловажно, их легче обслуживать,
— рассказывает эксперт по продажам автомобилей Динара Валитова.

В связи с хорошим курсом валюты некоторые поехали покупать подержанные автомобили в Германию. Но тут возникли другие проблемы. Европа блокирует счета россиян. Крупные краснодарские продавцы машин также активно перешли на торговлю б/у автомобилями.

— Рынок подержанных авто в городе будет только расти. Из той же Германии или Японии в страну будет поступать лишь 5% новых машин. В большинстве случаев весь акцент будет смещаться на автомобили с пробегом. Все дилерские центры сейчас пытаются продать новые машины не столько в кредит, сколько с помощью услуги трейд-ин (авто владельца забирается в счет покупки нового, цена которого уменьшается на стоимость принимаемого в зачет). Это позволяет автосалонам получать доход,
— рассказывает специалист по оценке и выкупу машин с пробегом Мирко Шолая.  

Китай займет нишу, но не всю

Специалист отмечает, что из предложений на рынке новых авто есть всегда только китайские бренды. Казалось бы, вывод очевиден: пустоту заполнят производители из Поднебесной. Но и тут не все так однозначно.

— Авто бренда Haval подорожали больше всех, приблизительно на 50%. Если бы повышение было на 25-30%, эта марка была бы в топе. В мае бренд Chery занял в России пока только 4-е место по продажам. Но очевидно, что Китай будет только наращивать свои позиции на нашем рынке. Восточные соседи выпускают разные автомобили, в том числе  полноприводные. Бренд Changanа вывел кроссовер Uni-K на продажу. Уже в конце этого месяца он скорее всего появится в краснодарских салонах. Китайцы дают 5-7-летние гарантии. Если брать машину до 5 млн рублей, — им удается дать одно из лучших предложений,
— подчеркивает Шолая.

Валитова отмечает, что не стоит списывать со счетов и корейских производителей. Несмотря на то, что эта дальневосточная страна поддержала санкции против России, автомобили из нее по-прежнему поступают на отечественный рынок. Проблему может уладить разрешенный параллельный импорт. Специалист отмечает, что машины будут завозить через Казахстан и Армению. Уже появились компании, которые налаживают подобные поставки. Но Шолая считает, что в ситуации с параллельным импортом все будет упираться в гарантийные обязательства.

— Если сейчас купить автомобиль в том же Казахстане и ввезти его в Россию, на него не будет распространяться гарантия производителя, потому как регион эксплуатации будет другим. Если вы поставите такую машину здесь на учет, гарантия практически всегда будет снята. Это будут «серые» автомобили,
— поясняет Шолая.

Не верит специалист и в то, что западные производители пойдут в обход санкций. Да, для многих автоконцернов, особенно таких лакшери-брендов, как Land Rover, Bentley, Mercedes, Maybach, Россия и Ближний Восток — главные рынки сбыта. Поэтому западные производители неминуемо будут терять доходы. Но на другой стороне весов находятся репутационные риски. Они не позволят тем же немецким и японским брендам обходить запреты.

На днях высказался по поводу автомобильного рынка Президент России Владимир Путин. По его словам, нишу компаний, которые ушли из страны, могут занять отечественные автопроизводители. Президент заметил, что российское производство «благополучно сядет на подготовленную партнерами почву».

— Те, кто захочет завезти какие-то товары люкс-класса, лакшери, смогут это сделать, но будет для них чуть-чуть подороже. Но это те люди, которые и так ездили на шестисотых мерседесах и будут ездить, уверяю вас, привезут откуда угодно, из какой угодно страны, 
— сказал глава государства.

Материал подготовил Максим Куликов