
Открытие арки состоялось в далеком 1888 году. Ровно черезсорок лет в 1928 году по велению большевистской власти ее разобрали, пустивкирпичи на укрепление мостовой. Спустя 80 лет было решено восстановитьутраченный символ городской истории, для чего в 2008 году был вторично заложенфундамент Александровской триумфальной арки. Правда, уже совсем в другом месте.
Обычай возводить такие вот памятные ворота в честьзнаменательных событий — воинских побед или приезда знаменательных особ, пришелк нам из античных времен. Первая на Кавказе Триумфальная арка появилась в 1785году в станице Екатериноградской (сегодня это территория Кабардино-Балкарии),ставшей в конце XVIII века центром Кавказского наместничества Российскойимперии. Считается, что именно от нее берет начало Военно-Грузинская дорога,ведущая в Закавказье.
В 1888 году император Александр III с супругой и царевичем — будущим монархом России Николаем II совершал инспекционную поездку по южным регионам страны. С волнением и нетерпением ждали его и в Екатеринодаре. Нетривиальное событие было решено отметить строительством так называемых Царских ворот, через которые государь въедет в город. Местное купечество стало загодя собирать средства на нужды строительства.

Очень быстро набралось 16 тыс. рублей — огромные по тем временам деньги, что позволило энтузиастам нанять для работ главного Кубанского областного архитектора Василия Андреевича Филиппова. Приехав в город из Санкт-Петербурга в возрасте 26 лет, он прожил здесь всю оставшуюся жизнь (скончался на 65 году жизни в 1907 году), оставив потомкам в наследство множество красивых особняков, церквей и часовен, памятников и казенных домов. Кстати, свои шедевры мастер создавал не только в центре области, но и в станицах.
Стоит сказать, что строители уложились в меньшую сумму —около 13 тыс. рублей. Но экономия ни в коей степени не сказалась ни на внешнемвиде памятника, ни на качестве постройки. Сооружение в псевдорусском стиле(воссоздающем черты московской архитектуры XVI века) появилось на пересеченииулиц Котляревской и Екатерининской на пути следования императорского кортежа отвокзала к дворцу Наказного атамана.
Состояла арка из трех частей: центрального пролета длятранспорта и двух пешеходных по бокам. Крыша была украшена четырьмя шпилями, накоторых были золоченые двуглавые орлы, как символ самодержавия. Сторону,смотрящую на вокзал, украшал образ святого благоверного князя АлександраНевского. В город был обращен лик покровительницы казачьей столицы святойвеликомученицы Екатерины. Перед каждой из икон горели лампады.
Высота сооружения, как и в станице Екатериноградской, составляла 12 м, длина — 18 м, толщина стен достигала 3 м. Стены были окрашены масляной краской. В 1900 году под аркой пустили первый трамвай, для начала с одной колеей. В 1909 году здесь был проложен путь и в другую сторону. Горожанам памятник пришелся по душе, его изображение часто появлялось на открытках и конвертах дореволюционной поры.

Но пришли иные времена, и все символы, вся атрибутикасамодержавия не смотря на их историческую и художественную ценность, былиобречены на уничтожение. Предлог для сноса Царских ворот большевиками,поистине, оказался гениальным. По утверждению властей, кондукторы трамваев,проезжая под сводами арки, «разбивали свои лбы». Но по утверждению самихработников общественного транспорта за двадцать лет ни одной подобной жалобызафиксировано не было. Так, в самом оперативном порядке, подарок августейшейсемье от казаков и екатеринодарского купечества разобрали на кирпичики.
Минул почти век. И вновь взгляды российского общества претерпели изменения. В рамках государственной программы по восстановлению исторических памятников в 2007 году было принято решение о воссоздании Царских ворот. Установить их на прежнем месте (теперь уже на углу улиц Седина и Мира) не представлялось возможным в силу огромной транспортной загруженности этих магистралей. Триумфальная арка переехала в самый центр города, на бульвар, где пересекаются улицы Красная и Бабушкина.
Рабочий процесс осложнялся тем, что не сохранилось ничертежей, ни планов знаменитого памятника. Приходилось кропотливо искрупулезно, используя метод стилистической реставрации, изучать старыефотографии, открытки и картинки, зачастую не лучшего качества. Во главе этоготрудоемкого дела стоял доцент кафедры архитектуры Кубанского государственноготехнологического университета, член союза дизайнеров России Сергей Снисаренко.
Несмотря на сложности, результат превзошел все ожидания. Воссозданные ворота точно повторяют параметры и внешний вид предшественника. Но имеются и различия. Так, арка XIX века вся сложена из кирпича, а у нашей ровесницы есть железобетонный каркас, облицованный отделочным камнем. Кое-какие детали нынешнего фасада были собраны на земле, а затем уже укреплены в вертикальной плоскости. В современном исполнении арка украшена лишь образом Александра Невского.

Это вовсе не значит, что горожане и исполнители проекта отказались от темы, связанной с покровительницей города Святой великомученицей Екатериной. Напротив, теперь ей посвящена целая скульптурная композиция, расположенная в небольшом скверике метрах в тридцати от арки. Бронзовая восьмиметровая фигура работы московских скульпторов Дарьи Успенской и Виталия Шанова стоит на огромном колоколе, в ее руках крест, а голову украшает корона. Желающие могут пройти внутрь колокола, тем самым почувствовав на себе защиту святой. Постамент украшен фигурами ангелов, размещенных в небольших нишах, в летнее время вокруг работают фонтанчики.
И арка, перенесшаяся в современный город из XIX века, ихрупкая женственная фигура Екатерины, как бы парящая над бульваром и виднаяиздалека, теперь представляют единую гармоничную композицию. Верим, что в этойсвязке они простоят еще века на радость всем краснодарцам и гостям города.