«Развод» на поверке счетчиков, к сожалению, стал распространенным видом мошенничества. Обманщики выдают себя за городскую метрологическую службу и обрушивают на клиента поток сводок, законов и цифр, заявляют, что в квартире установлен неправильный счетчик, и угрожают отключением коммунальной услуги. Затем они меняют тон и предлагают услугу мастера, который поверит счетчики или поменяет их, конечно, небесплатно. Даже если за поверку взялась управляющая компания, не факт, что вас не захотят «развести», в этом убедились «Краснодарские известия» лично.

Удачный момент

Надо сказать, что мошенники выбрали что ни на есть удачное время.  Ведь в прошлом году действовал мораторий, введенный из-за пандемии: коммунальщики обязаны были принимать показания и неповеренных приборов. Но в 2021 году мораторий закончился, и за неповеренный счетчик могут  начислять коммунальную услугу по нормативу с повышающим коэффициентом, а в итоге может получиться в полтора-два раза больше, чем по счетчику.  Этой ситуацией пользуются различные организации. В департаменте городского хозяйства и ТЭК подчеркивают: участились жалобы краснодарцев на сторонние организации.

Этим летом в «Краснодарские известия» звонили обеспокоенные потребители, получившие  извещения-пре-дупреждения о поверке счетчиков воды. В них настойчиво  призывали жителей многоэтажек провести обязательную метрологическую поверку счетчиков воды, а в случае отказа от вызова мастера, который произведет поверку, угрожали повышением платы за воду. Теперь очередь дошла до теплосчетчиков. Учитывая, что тепловая энергия — самая дорогая коммунальная услуга, есть о чем подумать и что терять.

Миф №1

Уведомление на поверку счетчика может выдать любая компания, занимающаяся коммунальными работами.

— Это не так, предписание на поверку счетчика может выдать только ваша управляющая компания или ресурсоснабжающая организация. Все зависит от того, кому вы платите. К примеру, если ваш дом перешел на прямое абонентство с АТЭК, то только эта компания имеет право выписать вам уведомление,
— поясняет Сергей Мысак. 

Если тепловая энергия значится в общем квитке за жилищно-коммунальные услуги, то все вопросы к управляющей компании, ТСЖ или ТСН.

Миф №2

А почему я должен делать поверку? Ведь часть счетчиков установлена на лестничной клетке!

— По закону, своевременная метрологическая поверка — это обязанность собственника жилья, несмотря на месторасположение прибора учета. Потребитель должен знать сроки проведения поверки и сам заботиться об этом. Иначе могут выставить оплату не по счетчику, а по нормативу с учетом повышающего коэффициента 1,5. У каждого счетчика есть паспорт. Если вы его потеряли, то эти данные должны храниться в вашей управляющей компании. Соответственно, инициатором поверки может выступить непосредственно собственник.

Житель вправе сам выбирать, где выполнить поверку, но это должны быть только аккредитованные организации.

Миф №3

Неважно, кто поверил или заменил счетчик — все равно придется платить по факту, а не по нормативам.

— Это самое распространенное заблуждение. С  момента выхода прибора учета из строя управляющая компания или поставщик услуги обязаны начислять плату в течение нескольких месяцев исходя из среднего потребления, а далее — по нормативу с повышающим коэффициентом. А эти суммы зачастую значительно превышают показания приборов учета,
— подчеркивает начальник отдела.

На вопрос, к кому обращаться, эксперты советуют: в любую специализированную организацию, имеющую аккредитацию на такие работы, и  цены на услуги которой вам покажутся наиболее привлекательными.
Звучит хорошо, но на деле все не так просто. Не все фирмы, рекламирующие  себя в интернете, имеют действующую аккредитацию. А те, что названивают, обходя квартиры, ее, как правило, не имеют.

— По моему опыту, у тех организаций, которые занимаются поверкой на законных основаниях, нет проблем с клиентами. На их услуги, наоборот,  очередь, иногда на несколько недель, — им нет никакой необходимости заниматься агрессивной рекламой,
— рассказывает Сергей Мысак.

Миф №4

Управляющая компания должна сама менять или поверять поквартирные счетчики бесплатно.

Это не так, управленцы могут лишь напомнить жильцу многоэтажки о том, что наступает время «техосмотра» счетчика или его замены, но это обязанность собственника. За поверку жильцам придется платить самим, так как эта услуга не входит в список работ по содержанию и ремонту общего имущества дома и не относится к коммунальным услугам. Лицензированную фирму по обслуживанию и поверке водосчетчиков жильцы могут выбрать сами или из списка, предложенного управляющей компанией.

Миф №5

Зачем менять или делать поверку, если счетчики и так работают?

Поверку необходимо выполнять, чтобы гарантировать точность показаний приборов учета (метрологических требований), которые со временем могут начать давать неверные показания. Ведь приборы учета могут работать неправильно. А если счетчик «врет» в большую сторону? Даже на 10-15% — в рублях это выливается в приличную сумму, которую мы с вами можем переплачивать. Так что поверка нужна самому жильцу, чтобы быть уверенным, что он оплачивает только то количество воды, которое потребил. Иначе в чем смысл установки приборов учета?

Миф №6

Как узнать, что звонят мошенники?

Верный способ вывести «приятных людей» на чистую воду — попросить их оставить все реквизиты фирмы (полное название, ИНН, адрес, телефон), а также фамилию, имя, отчество и контактный телефон звонившего. Если это добропорядочная фирма, никуда она со своими услугами от вас не денется. И выдать всю вышеперечисленную информацию ее представитель не откажется, а  вы сможете проверить, есть ли у нее аккредитация, или позвонить в управляющую компанию и выяснить это. Но, как правило, «приятные люди» быстро становятся неприятными, если пристаешь к ним с излишними вопросами. 

Тысячу сверху — за тепло!

Недавно мне позвонил представитель нашей управляющей компании и сообщил о том, что в теплосчетике не горят лампочки. Об этом я никак не могла знать, потому что прибор учета установлен на лестничной клетке в закрытой нише, а ключи есть только у специалистов управляющей компании. Мне дали номер телефона организации, с которой работает наша управляющая компания, для подачи заявки. Через время мне позвонили и сообщили, когда приедут и заберут теплосчетчик. При этом специалист сторонней организации сказал, что мне нужно заплатить 1000 руб. за то, что он сохранит тепло в квартире во время отсутствия счетчика. На мой вопрос, почему я должна платить за эту услугу, повесил трубку, сообщив, что раз я отказываюсь оплачивать, то он теплосчетчик забирать не станет.

Конфликт разрешился с помощью специалистов нашей управляющей компании. Там мне сказали, что по всем расчетам, в том числе по тепловой энергии, обращаться следует только к ним. Конечно, многим может показаться, что 1000 рублей — это не такие уж большие деньги. Но зачем кормить мошенников?

Текст подготовила Зара Хушт