
Мое детство прошло на спокойных, почти деревенских улицах Славянска-на-Кубани, на которых жило много бабушек. Еще я часто бывала в станице Анастасиевской Славянского района, где до сих пор старики говорят на балачке. Услышанные фразы – почему-то именно от бабулек – запомнились на всю жизнь. Они вводили в ступор, заставляли задуматься о смысле жизни и давали понять всю силу слова.
Это уж слишком – такое желать
На крепкое, меткое или заковыристое выраженьице можно было нарваться по любому поводу. Как-то мой друг Сережа превысил велосипедную скорость и сквозанул мимо баб Нюры, подняв пыль.
– Анчибил, чтоб ты всрался и замыться было нечем! – понеслись Сереже вслед гневные слова, будоража мое детское воображение. Я подумала, что это уж слишком – такое желать. Очень переживала за Сережу и наблюдала за ним. Но внешне ничего не выдало того, что проклятие сбылось.
Неопрятно так рождаться
Вообще мимо бабушек было опасно перемещаться быстро.
– Укусила мушка собачку, укусила в саму срачку! – выхватил Сережа в другой раз, также пролетев по улице на первой космической.
Про Сережу говорили странную фразу: «Тоня его в рубашке родЫла». Я не понимала. То ли его мама, теть Тоня, рожала в рубашке. Ну и что тогда? То ли сам Сережа родился в рубашке. А вот это было уже странно. Его клетчатая рубашка с коротким рукавом всегда была расстёгнута на грязном пузе. Как-то неопрятно так рождаться, мне казалось.
Бабушки же видели в обнаженном Сереже другое.
– МалЭ, худЭ, жопа с кулочок, шкилет один, шо из тебя вырастит?! Тьфу на тебя! – плевали бабули на злополучного Сережу.
Из Сережи все нормально выросло. Но эту «жопу с кулачок» мы до сих пор вспоминаем и смеемся.
А то свиням отдам
Своих бабушек я не застала, к сожалению. Но у меня были теплые, почти родственные, отношения с соседской бабулей. Она меня подкармливала, даже когда я не хотела.
– Алёна, дытына, иды до мэнэ трохи борща доысть! А то свИням отдам! – как-то позвала меня она. И это был урок на всю жизнь. Продукты не должны пропадать. Потом мне рассказали, что эта бабушка пережила страшный голод в 30-х годах и у нее не забалуешь даже с маленьким кусочком еды.
Дыра для деда Юры
Бабушки удивляли меня своим односторонним виденьем. Местного безобидного алкаша деда Юру они припечатывали: «Раз уж вылез такой, назад не засунешь».
Я знала место, откуда вылазил дед Юра. На нашей улице Крепостной стоял заброшенный старый амбар для зерна. В кирпичной кладке зияла здоровенная дыра и дед Юра исчезал в ней, когда ему надо было отоспаться. А потом спокойно появлялся на свет божий. То есть, он вполне себе нормально курсировал туда-сюда-обратно. Бабушки были не правы.
Главная по хрену
Еще бабули посылали каждого второго к едрене-фене. Я знала одну бабушку Феню. На ее уличном участке росла целая плантация хрена. Когда надо было робыть закатку на зиму, вся улица рвала хрен у баб Фени и нахваливала: какой он, мол, у тебя хрон ядреный! В моей детской голове все прекрасно сложилось. Едреня-Феня – это такое беззлобное погоняло бабушки Фени, главной по хрену.
Жди с пирожками
Бабушки обладали редким сарказком. Как-то на поминках баб Нюра выдала во время печальной паузы: «Смешной тут у вас…».
А если бабушки провожали в последний путь другую бабушку, нередко слышалось у «домовины»: «Танюх, ну, ты там не скучай, мы тоже скоро возьмем билет в один конец, пирожков захватим».
Я недоумевала, как так-то? Куда они собрались с пирожками? С ними Сережин папа ездит в командировку, но всегда возвращается. В общем, было непонятно.
Змей Горыныч из дедушек
У наших бабушек было особое отношение к своим дедушкам. Любой провинивший дед мог запросто выхватить сыкуна форточного, гада ползучего или демона сдутого. Были другие, совсем уж неприличные и смешные варианты. Но именно эта тройка фраз, как добродушный и поддатый Змей Горыныч, стала образом соседских дедушек моего детства.
Например, дед Ваня очень любил поорать на баб Нину. Но если наступала баб Нина, то «супружник хренов» как-то поникал, брал удочки и превращался в точку на горизонте. Натуральный демон сдутый.
А дедушка Матвей был добр, длин и тощ. Он вполне мог пролезть в форточку. Дальше – вы сами…
Гадом ползучим в моем представлении был дед Юра. Ну, вы поняли: амбар, дыра.
Психологини
Бабушки были прирожденными психологами и в критических ситуациях рекомендовали выплескивать эмоции через движение, не держать стресс в себе: «Что делать, что делать?! Снимать трусы и бегать!!!»
А еще учили, как узнавать дураков:
– Смех без причины – признак дурачины!
– У дураков мысли сходятся!
– Дураки по росту строятся.
Бабушки были бойцами и учили нас бросать вызов жизни: «Кто смел, тот и съИл!». А если давали отпор, то возразить было нечего: «А г..на на лопате не поддать вашей Нате?».
О себе говорим..
Однажды я услышала фразу, сказанную вслед молодой красивой женщине, неспешно идущей по улице: «Ишь ты, гарцыня! Ишь! Шкандыбает!» Ничего злого в этих словах не было. Одно лишь беззлобное сожаление всех бабушек мира о своей ушедшей молодости…
О ком говорим? О себе говорим! Мы тоже будем бабушками… Бабушки, дорогие, здоровья вам!
Присядь, только мозг не прищеми
Еще выражения от бабушек:
- Было бы масло и курочка, сготовит и дурочка!
- Присядь, только мозг не прищеми.
- Что вы там шибко долго вошкаетесь?
- Волосы не зубы, отрастут!
- Если сразу не умрешь, значит, долго проживешь!
- Спешка хороша при диарЭе!
- На вопрос: «Как дела?» бабушки отвечали: «Как сажа бела».
- А дедушки: «Дела идут, контора пишет».
Все ли знакомы диалектные слова?
- АнчИбил – черт, нечистая сила;
- ВерстАть – ткать;
- Вёдро – ясная, солнечная погода;
- ГарцЫня – красавица;
- ГоробЕц – воробей;
- ДытЫна – ребенок;
- ВычитАть – отругать;
- ЗастебАть – застегнуть;
- КОханый – ухоженный;
- ОшарАшка – человек в грязной одежде;
- ПохЕрить – потерять;
- ПошукАть – поискать;
- ПуЖать – толкать;
- СлЫзько – скользко;
- ТрОхи – немного;
- ТЮха да матЮха – всякий сброд, кто попало;
- КошенЯ – котенок;
- ПобАчить – увидеть;
- ЦыбУля – лук;
- Хрон – хрен;
- ШИбздик – малорослый, невзрачный;
- ШкандыбАть — ковылять, прихрамывать;
- ШвЫдкый – быстрый;
- Юшка – жидкая часть кушанья.
Слова приведены из книги Ольги Борисовой «Кубанские говоры».
У людей открывается родовая память
О судьбе особого кубанского говора рассказала доктор филологических наук, доцент кафедры современного русского языка КубГУ, профессор Ольга Борисова:
– Пока живы люди, будет жив и язык, – считает Ольга Геннадьевна. – У нас не малочисленные северные территории, а очень даже густонаселенные крупные станицы. В них кубанский говор прекрасно сохраняется. Мы и ученые других направлений заметили одну особенность. После 50 лет люди начинают употреблять специфические диалектные слова и выражения из простонародной глубинки. Даже если они до этого всю жизнь говорили на современном литературном языке и получили высшее образование. Это объясняется просто. С возрастом открывается родовая память. Мы возвращаемся к материнскому языку, своим истокам.
Текст: Елена Дубова