
— Чтобы троллейбусы и автобусы разной вместимости могли соблюдать график движения, необходимы специальные полосы на улично-дорожной сети, если ширина дороги позволяет. Особенно это важно для «скорой», пожарных машин.
Автовладельцы привыкли оставлять свои автомобили на тротуарах, газонах и дорогах, занимая полосы проезжей части, которые можно было бы выделить под общественный транспорт. И неважно, приехали они на работу или по делам, — не видят смысла платить за то, что можно сделать бесплатно.
Это и менталитет, и экономика настоящего момента, вместе взятые. Поэтому в решении этого вопроса большую роль может сыграть местная власть. Необходимо вносить изменения в действующее законодательство и в том числе увеличивать штрафы для тех, кто паркуется в неположенных местах.
Сегодня необходимо сделать все возможное, чтобы общественный транспорт стал привлекательным.
Михаил Михеев, председатель правления «Союз транспортников Кубани»:
— Мое мнение однозначно: Краснодару они нужны. Проблему пробок нужно решать комплексно, начиная с организации специальных полос для движения общественного транспорта, ведущих из спальных микрорайонов к центру.
В развитых странах ограничивают въезд в центр, отдавая приоритет пешеходам и общественному транспорту. А какая у нас сложилась ситуация с улицей Северной? Она даже две недели не простояла с выделенной полосой, за это время нельзя получить хоть какой-то эффект. В европейских странах при должном информировании населения на социальную адаптацию уходит более полугода.
В Краснодаре есть очень хороший проект, созданный городским департаментом транспорта и дорожного хозяйства. Он предполагает создание около 50 километров специальных полос для движения общественного транспорта. По сути, этого достаточно для нашего города.
Проект рассчитан на год. Предварительный расчет показывает: через 5-7 месяцев 200 тысяч автомобилистов смогут отказаться от личного транспорта в пользу общественного.
На мой взгляд, нужно также создавать перехватывающие парковки на периметрах города. В развитых странах житель любого мегаполиса понимает, что на своем автомобиле в центр города не попадет, потому что нигде не сможет его оставить.
Директор департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Краснодара Владимир Архипов:
— Спецполосы делают для того, чтобы общественный транспорт мог ходить быстрее. Это мировой опыт, многие страны переход на такую систему прошли десять лет назад. Автобус, который может перевозить десятки людей, использует небольшую квадратуру дороги — в машине же ездит один или несколько человек.
Но мы прекрасно понимаем, что это конфликт интересов участников дорожного движения: пассажиров, которые выступают за, и водителей личных автомобилей. Ускорение — это не единственный эффект от спецполос.
Есть еще эффект экономический: если транспорт стоит в пробках, то для обеспечения интервала в 10-15 минут требуется, к примеру, 15 машин на маршруте, но если затора нет на проезжей части, достаточно будет 5-7 машин — они быстрее проедут весь маршрут. В итоге высвободившиеся машины можно пустить на другие маршруты или создать новые.
Такие полосы есть на многих участках улиц, и они действительно работают. Это отрезок ул. Октябрьской от Мира до Калинина; ул. Мира от Октябрьской до привокзальной площади Краснодар-1; ул. Мачуги от Фадеева до Трамвайной и др. Такие полосы оборудованы на крайней правой полосе, которая, по сути, ранее была заставлена автомобилями.
Татьяна Коновалова, заведующая кафедрой организации перевозок и дорожного движения КубГТУ, доцент, кандидат экономических наук:
— Транспортные заторы есть везде, это неизбежный результат роста автомобилизации. Последние 15-20 лет в крупных городах за рубежом создаются максимально неудобные условия для использования индивидуального транспорта.
Например, платный въезд в город, платные парковки. Но такая работа ведется в комплексе с повышением качества транспортного обслуживания населения. Кстати, в книге Вукана Р. Вучика «Транспорт в городах, удобных для жизни» каждый желающий найдет все современные тенденции решения транспортных проблем в городах.
Что касается спецполосы по ул. Северной, то в настоящее время наблюдается критический уровень загрузки движением (отношение интенсивности транспортного потока к пропускной способности дороги).
Введение полос для городского пассажирского транспорта снизило бы пропускную способность дороги, а уменьшить интенсивность на данном участке просто невозможно, так как нет альтернативных путей перемещения транспортных средств в направлении «запад — восток».
Об участках улично-дорожной сети, на которых целесообразно вводить полосы для движения городского пассажирского транспорта, можно будет говорить после оптимизаци и маршрутной сети.
Читайте новости там, где удобно: Vk, Оk, Яндекс.Дзен.