Но будни этих специалистов далеко не такие счастливые, как кажется. Зачастую это слезы и бессонные ночи, наполненные переживаниями за пациентов. На днях ветспециалисты отметили свой профессиональный праздник, что стало поводом задать вопросы айболиту Софье Стрельниковой — ветеринарному врачу-терапевту и хирургу. С профессией девушка определилась в 15 лет, когда родители наконец-то разрешили ей завести собаку.

Эмпатия всегда включена

— Укусы от испуганного пациента — обычное дело для ветеринаров? Наверное, приходится регулярно делать прививки?

— Кусают и царапают нечасто, и все же такое случается — издержки профессии. Все животные боятся, однако агрессию проявляют единицы. В основном кошки. Их, как правило, содержат в квартирах, на улицу выносят редко, поэтому они испытывают огромный стресс, когда чужой человек проводит осмотр в незнакомой обстановке. Собаки более социализированы. Я всегда ищу способ договориться с животным. Но, если не получается, на помощь приходит фиксация, а еще намордник и защитные перчатки. Плановые прививки (например, от столбняка раз в 10 лет) ветеринары могут сделать в добровольном порядке. И, конечно, придется ехать в травмпункт, если укусит животное с подозрением на бешенство. Но в моей практике таких случаев не было.

— Софья, вспомните вашего самого тяжелого пациента.

— Для каждого ветеринара сложнее всего лечить собственных животных. Непросто принимать решение, когда эмоции берут верх. Моя первая собака, той-терьер Джерри, в 10 лет умерла у меня на руках. Я не смогла спасти ее. Соседи отравили Джерри и собаку моих родителей Еву. Около месяца я боролась за здоровье Евы, и она выжила. Еще один тяжелый эпизод — болезнь моего добермана Оскара. В два месяца щенок подхватил тяжелое вирусное заболевание. Две недели его жизнь висела на волоске, но мы справились. В дальнейшем я написала и защитила диплом по этому заболеванию.

— «Человеческие» доктора говорят, что с опытом приобретают здоровый цинизм, помогающий в работе. Но я ни разу не встречала ветеринаров, которые не переживали бы за каждую доверенную им маленькую жизнь. А у вас часто болит сердце на работе?

— Моя знакомая работает врачом, и она рассказывала, что в университете студентов-медиков учат отключать эмпатию, быть тверже, хладнокровнее. У ветеринаров действительно не получается подавлять чувства, возможно, огромная любовь к животным не дает нам ожесточиться. После работы я иногда плачу, бывает, не сплю ночами, переживая за своих пациентов. Самое сложное в нашей профессии — сообщать человеку, что его питомцу уже ничем нельзя помочь. Я была на месте владельцев неизлечимо больных животных, поэтому прекрасно понимаю их боль.

Когда хозяин выносит приговор…

— С кем легче найти общий язык — с питомцами или их хозяевами?

— Сбор анамнеза — самый важный этап для правильной постановки диагноза, ведь кошка и собака сами не объяснят, что у них болит. Поэтому, как ни крути, нужно уметь наладить контакт с владельцами пациентов. А к питомцам несложно найти подход: достаточно их искренне любить и знать манеру поведения. Таким хитростям не учат на лекциях — это личный опыт каждого ветеринара.

— В каком случае может быть отказано в приеме?

— Мы не принимаем диких животных с подозрением на бешенство, направляем их в государственную ветеринарную клинику. Если дети приходят без взрослых, тоже имеем право отказать, но редко так поступаем. Обычно я провожу прием с родителем «на проводе» и прошу в следующий раз присутствовать на приеме, ведь ребенок не может помочь полноценно собрать анамнез. И, конечно, мы не усыпляем любимцев по прихоти хозяев. Эвтаназия здоровых животных в России запрещена.

— А вы можете оставить себе «отказника», которому горе-хозяин вынес смертельный приговор?

— К сожалению, нет, это незаконно. Нельзя брать деньги за непредоставленную услугу. Когда к нам обращаются с просьбой об эвтаназии без показаний, мы предлагаем владельцу помощь в поиске нового хозяина для питомца, обращаемся к зооволонтерам, и те ищут способ пристроить отказника. Не всегда животное хотят усыпить из-за того, что оно надоело, бывают разные ситуации. Иногда у человека нет средств для оказания медицинской помощи питомцу, или у него опускаются руки во время длительного лечения. Благодаря волонтерам десятки животных избежали участи быть брошенными или умерщвленными и обрели любящую семью.

— Если на приеме замечаете, что животное, скорее всего, подвергается жестокому обращению со стороны хозяев, вы можете что-то предпринять?

— Ветеринар вправе сообщить о своих подозрениях в правоохранительные органы, так как за жестокое обращение с животными по закону предусмотрено наказание. Но я никогда не сталкивалась с жестокими клиентами. Если человек обращается к ветеринару, когда здоровью его любимца что-то угрожает, он, как правило, очень любит своего подопечного.

— Вам когда-нибудь подбрасывали бездомных животных, нуждающихся в помощи, под дверь ветклиники?

— Да, неоднократно. Прогнать их рука не поднимается: лечим за свой счет и пристраиваем в добрые руки. Частенько сердобольные детки подбирают травмированных «бездомышей» и бегут к нам. Такие поступки трогают до слез. Но мы обязательно сначала связываемся с родителями во избежание конфликтных ситуаций.

Кесарево для чихуахуа

— В XXI веке востребованы услуги акушера для кошек и собак. Действительно ли этот специалист необходим или это модная блажь?

— Любящие хозяева, которым небезразлична жизнь питомца, должны ответственно относиться к такому важному этапу его жизни, как беременность. Ее нужно планировать, далее грамотно корректировать питание беременного животного, определять дату предполагаемых родов и подготовиться к ней — на любом из этих этапов не помешает консультация ветеринара. Если животное готовится произвести на свет первое потомство, а владелец никогда ранее не сталкивался с родами, лучше прибегнуть к помощи специалиста. Сделать это можно как в условиях клиники, так и дома. Некоторые породы животных в принципе не способны разродиться самостоятельно — им требуется кесарево сечение. Например, бульдогам и карликовым породам собак (чихуахуа, той-терьеру, йоркширскому терьеру).

— За последние 10 лет в Краснодаре значительно расширился спектр ветеринарных услуг: появились узконаправленные специалисты (дерматологи, ратологи, кардиологи). Есть ли услуги, которые по-прежнему недоступны в городе?

— Да, компьютерная томография — ближайший томограф находится в Ростове, С-дуга (рентген в движении), холдер. Это дорогостоящее оборудование, которое есть далеко не в каждой московской клинике. Но ветеринария в городе действительно не стоит на месте, у нас появляется все больше грамотных специалистов. Со временем, я думаю, мы будем иметь полный спектр оборудования, и краснодарцам не придется выезжать в другие города для проведения некоторых сложных операций.