Современное звучание

Перед началом спектакля в зал вышел скромный молодой человек и обратился к зрителям. Первая мысль, которая пришла мне в голову: вероятно, это актер, и он исполнит роль Пьера Безухова. Банально работает подсознание: если «Война и мир», значит, обязательно должны быть Пьер, небо над Аустерлицем, знаменитый дуб, бал Наташи Ростовой и монолог Платона Каратаева — как минимум. Ничего подобного. Никакого Безухова мы не увидели и в помине. Вместо неба над Аустерлицем — деревянные доски в финале, выкрашенные в нежно-голубой цвет, напоминающие ящик — тире — безысходность. Лиза Болконская вовсе не «маленькая княгиня», черноволосая, «с короткой верхней губой с усиками», а привлекательная блондинка, играющая на разных музыкальных инструментах, а молодой человек, обратившийся к публике с приветственным словом, оказался режиссером «Афазии». Ему 24 года, в Молодежный попал по приглашению главного режиссера Даниила Безносова. Окончил ВШСИ Константина Райкина (актерско-режиссерский курс Камы Гинкаса). Учился во ВГИКе на сценариста (курс Рустама Ибрагимбекова). В его послужном списке пять серьезных работ.

Даже если ты частый гость в театре и привык к тому, что сегодня там трактуют классику на свой манер и лад, что давно уже не тренд, а скорее норма, все равно ожидаешь увидеть на сцене знакомых героев, пускай и перевоплотившихся до неузнаваемости. Логично, что от оригинального текста «Войны и мира» в «Афазии» мало что осталось, но мысль, на мой взгляд, ставшая главной, прозвучала как никогда остро: история повторяется, а человек как будто и не замечает разбушевавшейся вокруг себя стихии. Не желает, не может осознать, нарочито игнорирует, пытаясь до последнего сохранить все самое дорогое, что у него есть. Забрать в вечность. Это его традиции — чаепитие с бабушкиным «Наполеоном», проще говоря, привычный, размеренный уклад жизни. Свою семью. Падая, за песок хватается. Вспомним Дашу Булавину из «Хождения по мукам» Алексея Толстого (таких примеров достаточно в русской литературе), переживающую о том, что Иван Ильич Телегин встретится на фронте с Лизой Расторгуевой и соперница возьмет верх. Девушка понимает, что любимому угрожает смертельная опасность, но даже перед ее страшным лицом ничто женское героине не чуждо. «Люди как люди», сказал бы Воланд. Классика.

— Моя героиня несет тему тонких внутрисемейных связей. И когда семья рушится, она до последнего старается сделать так, чтобы все оставалось по-прежнему: пикники, музыка, любовь.  Но случаются события, которые, к сожалению, приводят к трагическим последствиям. Маша — как охранник своего дома, и одна держит его на своих плечах. В конце кому-то может показаться, что она ломается; кто-то думает иначе, что  она становится сильнее,
— рассказывает Полина Шипулина, исполнительница роли Маши.

Вчера, сегодня… завтра снова

Итак, «Афазия». Жизнь, когда слова исчезают. К слову, пока шли репетиции, было другое название у спектакля  («Война и мир»), который я и предполагала увидеть. Представлено два времени: наше, постиндустриальное, где страдающий от нарушения речи ликвидатор аварии на ЧАЭС слушает главы из толстой книги издательства «Академия», и описанное в романе Льва Николаевича, в котором молодой князь Андрей Болконский привозит юную жену «на сохранение» в Лысые Горы. В чем связь?

— Когда Льва Толстого спросили, о чем «Война и мир», — поясняет режиссер Александр Плотников, — он ответил: «Давайте я начну вам читать с самого начала весь роман и, когда закончу, смогу ответить на ваш вопрос». Какова основная мысль спектакля? Есть проблемы, с которыми нам необходимо разбираться. Это  исторические травмы, через которые проходит наша страна, — будь то Вторая мировая или Чернобыль. Интересно, как эти события сказываются на жизни конкретной семьи. Как взаимодействуют эти два пространства — семья и история? Линию Болконских Лев Николаевич писал со своего детства, она автобиографична. Перечитывая роман, я понял: чтобы быть честным со зрителем, мне нужна точка входа в материал, где я не смогу сфальшивить, ведь в отличие от Толстого я далеко не гений. Есть моя семья, про которую я знаю, и эта история стала точкой входа. Актуальность постановки? Не думал об этом. Говорю о том, что у меня болит.

Суть улавливаешь не сразу, где-то минут через двадцать появляется лишь тонкий набросок понимания происходящего, и этот момент, пожалуй, самый «вкусный» и волнительный при знакомстве с новым сложным спектаклем. Театр — в первую очередь изысканный и доступный способ самопознания, а не только картинка по известному произведению. Нравится — не нравится, что именно трогает и вызывает слезы, что отталкивает и раздражает.

Все скажет музыка

Присматривающая за мужем-инвалидом бабушка Нина в исполнении заслуженной артистки Светланы Кухарь читает ему книгу Толстого. В середине драматургического повествования тексты смешиваются настолько, что ты оставляешь попытки мыслить логически и начинаешь просто чувствовать происходящее на сцене. Становится неважно, в какой момент заканчивается «вчера» и начинается «сегодня», и в чем заключается связь истории семьи Болконских и семьи, проживающей на улице Лавренева, 12, в Херсоне, кажется. Она очевидна. Приходит осознание факта, что «сегодня» мало чем отличается от «вчера». Разве что костюмы изменились и наличие интернета повлияло на нашу жизнь, сделав ее более стремительной. Стержнем театральной истории стала фигура дедушки Вити, он же — старый князь Николай Болконский в исполнении заслуженного артиста России Дмитрия Морщакова. Любопытен факт, что актеры специально обучались французскому языку и музыке, — по замыслу режиссера каждый персонаж в спектакле играет на музыкальных инструментах. Полина Шипулина призналась, что никогда ранее не держала в руках саксофон и специально училась игре вместе со своей героиней Машей. Под занавес все невысказанное за время действа (Плотников требовал от актеров максимальной сдержанности, документальности, даже некой скупости в игре), все наболевшее без слов пропевает квартет струнных Премьер-оркестра.

img 1256 Краснодарские известия
Фото: Денис Яковлев
— Мы исполняли фрагмент (Элегию) из 15-го квартета Дмитрия Шостаковича. Когда была первая репетиция, я не сразу поняла, почему режиссер выбрал именно эту музыку, но после того как на следующей репетиции я посмотрела спектакль от начала до конца, все встало на свои места. Шостакович  — гениальный композитор, который мог точно описать все то, что происходило в мире. Этот квартет — последний в его творчестве. Музыка, достаточно суровая и аскетичная, идеально вписывается в постановку, передавая смысл и подчеркивая глубину. Замечу, что режиссер поставил фрагмент с выходом квартета почти в самом конце спектакля. Думаю, это неспроста,
— комментирует концерт-мейстер и первая скрипка камерного струнного Премьер-оркестра Маргарита Киракосова.

Андрей Болконский возвращается

В «Афазии» несколько сильных сцен: страшный  эпизод родов с перерезанным санитарами проводом от микрофона, в который  «маленькая княгиня» Лиза пытается прокричать свою боль. Монолог Маши, где она рассуждает о смысле жизни и смерти как спасении. Стихотворение-хорал Андрея Болконского, передаю его смысл: кончилась война с французами, отгремели Первая мировая и Вторая… началась и закончилась Третья, Десятая; Андрей Болконский возвращается домой, где его ждут жена, отец, сестра…

Господи! Ну почему человек не может жить в мире без войны?.. Скажи…- …и когда уже все войны прошли и никого не осталось в живых, — говорит Александр Теханович, — князь Болконский остается один.  Уставший от этих бесконечных войн, он ложится и смотрит в небо. Мы все живем в какой-то афазии, мне кажется. Тема эта  актуальна в любые времена, потому как ничего, по сути, не изменилось.

Кстати, текст по фрагментам «Войны и мира», включая стихотворение, которое в финале читает Теханович, написан режиссером Александром Плотниковым. Сценография художника-постановщика Константина Соловьева, а это значит, что пространство сцены — не просто отдельно представленные декорации.

— Костя — мой хороший друг. Мы с ним сделали уже три спектакля. Он  умеет создавать живую среду, в которой можно находиться, мыслить и, как мы с ним говорим, чилить,
— признается Плотников. 

Жестока сцена с туристами, приехавшими осматривать то, что осталось от Чернобыля и привычного уклада жизни. Они доедают в углу некогда уютной комнаты семейный «Наполеон» и делают селфи на руинах чьей-то веры, надежды и любви. Сложное переплетение, безысходность? Только на первый взгляд. Вот увидите.

Мнение

Наталья Спиченко, и.о. начальника городского управления культуры:

— Состоялась долгожданная премьера семейной хроники «Афазия» режиссера, автора текста Александра Плотникова. Драма об истории двух семей искусно сплетена из истории одной современной семьи и сцен из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». На премьерных показах был аншлаг: публика с трепетом и теплом приняла современное прочтение о вечных ценностях. Было все — от напряженной тишины до смахивания слез, а главное, каждому было о чем и над чем подумать.

Николай Табашников, директор краснодарского Молодежного театра:
— Появление нового спектакля в репертуаре — как рождение ребенка в семье, и мы всегда этому рады. «Афазия» особенно важна, потому что затрагивает довольно-таки глубинные вещи, происходящие в человеке. Самая ценная для нас реакция, когда зрители после показа начинают разговаривать друг с другом, звонить родителям, узнавать, как они себя чувствуют. И когда мы понимаем, что спектакль нашего театра пробуждает в них эти чувства, — для нас это главная оценка нашего труда.

Подготовила Анна Климанц

Источник: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КРАСНОДАРСКОЕ ТВОРЧЕСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ПРЕМЬЕРА» / реклама/ 12+