
Имею желание, но не имею возможности
Когда возможности совпали с желаниями
Первый директор «Кубань-РТВ» Вадим Кондрашин обожал радиотехнику. Иногда казалось, что радио для него гораздо важнее телевидения. У журналистов нового эфирного игрока — краевой FM-радиостанции «Маяк Надежды» — были новейшие цифровые рекордеры, отличные микрофоны и возможность прямоэфирных включений. Так «по-взрослому» до этого работали только на ГТРК. Теперь же у федералов появился молодой и по-хорошему агрессивный конкурент.
Репортажные машины медиахолдинга Кондрашин приказал оборудовать радиостанциями, позволяющими заменить невероятно дорогую в то время сотовую связь. Эта техника, в отличие от несовершенных мобильников, позволяла связаться со студией в Краснодаре, например, из горного поселка. Нужно было прямо из машины по радиоканалу вызвать диспетчерскую, где сигнал оперативно переключали на телефон в редакторской «Кубань-РТВ». Чудеса техники по тем временам. К сожалению, быстро оказавшиеся не у дел из-за мобильной экспансии.Появление у меня моего первого сотового телефона совпало с первым пришествием меня же на НТК. Да, да, уже «Новое телевидение Кубани»! К этому времени на телерадиокомпании случилась первая смена власти. Сменилось и имя медиахолдинга. Вадима Кондрашина сменил сочинец Михаил Микшис, который создал на курорте одну из самых успешных частных телекомпаний региона. В коридорах краевой власти решили, что он не менее успешно сможет командовать и государственным СМИ. Главредом стала Наталья Тованчева, которая занимала такую же должность на МТРК «Краснодар», где я провел два замечательных года.
Вот с ее-то подачи и потянулась на НТК муравьиная тропа из нас — тех, кто трудился с ней на муниципальной телекомпании. На «Новое…» в течение года перебралась, наверное, половина службы новостей МТРК: две Оли — Киппель и Давыдова, Таня Монастырная и многие другие. Марго Симоньян, Катя Яковлева, Наташа Карачкова, Оля Дроженко, Дима Михеев рванули покорять федеральные каналы. И вполне успешно.
Модно и практично
В те годы на НТК очень активно бросились перенимать все модное и прогрессивное у московских каналов, которые, в свою очередь, оглядывались на CNN, Fox News и BBC. Корреспонденты новостей осваивали прямые включения и пытались активно двигаться в кадре. Как ракета стартовала мгновенно ставшая популярной утренняя программа «Полный Подъем». Именно подъемовцы заработали первую в истории всекубанского телевидения статуэтку «ТЭФИ». Иногда, сидя за каким-нибудь скучным производственным сюжетом, хотелось бросить теленовости и сбежать к этим искрящимся юмором и талантливыми выдумками ребятам с их цирком, театром и добрым дурдомом в прямом эфире. Не сбежал. Может и зря…Ах, да! У телекомпании появился первый в ее истории интернет-сайт, на котором тогда трудился единственный редактор, который с тоской и неприличными словами перерабатывал торопливые и не очень грамотные излияния телевизионщиков в печатный текст.За телевизионной модой пытались следить и политики. Помню невероятный ажиотаж, который творился в крае, когда тогдашний юный собкор «Вестей» Маргарита Симоньян выбрала для первого в истории прямоэфирного разговора президента Владимира Путина с народом кубанский хутор Казаче-Малеваный. Навигаторы были еще не слишком распространены, поэтому внушительный десант столичных СМИшников долго блудил в поисках нужного места, тыкаясь в разбросанные по Кубани похожие селения. Таких как назло оказалось аж три — просто Малеванный, Иногородне-Малеванный и искомый Казаче-Малеваный.Подготовкой прямого разговора главы государства с кубанцами занимался звонко матерящийся московский режиссер… мулат. Слегка ошалевшие от его внешности, обсценной лексики и морозного декабрьского воздуха местные казаки и казачки покорно менялись местами, когда необычный телевизионный командир тасовал их, как колоду карт, выстраивая толпу в известном только ему цветовом порядке.А мне на память досталась мутная бракованная, но уникальная фотография. Для этого я на минутку выпросил у Симоньян микрофон прямого эфира, на котором красовались сразу два логотипа конкурирующих общенациональных телеканалов — ОРТ и РТР позже переименованных в «Первый канал» и «Россию» соответственно.
«Прямимся» и «кривимся»
Кстати, именно тогда на «Новом телевидении Кубани» появились так называемые «прямые» и «кривые» включения. Передвижная телевизионная станция (ПТС) позволяла вести репортаж прямо с места событий, но это по разным техническим причинам удавалось сделать не всегда. Тогда корреспондент становился перед камерой и сходу на микрофон записывал текст, рассказывающий об аварии, пожаре и других важных событиях, который потом отправляли в студию новостей.Это не обман, а скорее телевизионный прием, который применяют, когда нет технической возможности провести прямое включение, а репортер уже на месте событий. Пусть немного корявый, но искренний текст можно было быстро наговорить на микрофон, перекрыть сверху видеоматериалом. И это смотрелось гораздо эффектнее и привлекательнее, чем традиционные сюжеты с надиктованным в студии отредактированным текстом и монтажной нарезкой из кадров.Мне почему-то очень запомнился репортаж Лены Глазковой из затапливаемого июньским наводнением 2002 года Армавира. Тогда на юге России погибли десятки людей, десятки тысяч — остались под открытым небом, потеряв жилье. Лена и ее оператор в 4 утра стояли на перекрытом спасателями мосту через беснующуюся реку Кубань. Огромные стволы деревьев тараном били в железобетонные опоры. Казалось, еще немного, и тысячетонная махина с грохотом рухнет и умчится с обезумевшей водой по течению вниз. А Ленка стояла, сжав микрофон с логотипом НТК, и упорно проговаривала свой текст. А телекамеру подбрасывало в такт дрожащему от ударов топляка мосту. Это было ужасно, но и прекрасно тоже почему-то.
Первый пул
Ревущий 2002 год для нас, журналистов НТК, стал настоящим испытанием. Капризная небесная канцелярия подкидывала работу непрерывно. Прямо с января, когда ледяная вода затопила Темрюк и до самого декабря — когда южный регион лихорадочно отстраивал дома для подтопленцев, переживших череду летних ударов водной стихии по Новороссийску, Новокубанску, Армавиру и десяткам сел и станиц.В тот год я летал на вертолетах, наверное, больше некоторых опытных пилотов. Новый глава администрации края Александр Ткачев, который к тому времени пробыл у власти всего год, решил работать с краевой прессой тоже по-новому. Раньше на репортажи о работе власти могли отправить любого опытного корреспондента. Теперь был организован губернаторский пул с участием съемочных групп двух краевых телеканалов НТК и ГТРК «Кубань». За репортажи с политическим уклоном теперь отвечали мой коллега Женя Гаврилец и я. В общем-то, это было логично.Помню, что было очень грязно. Не просто грязно, а очень грязно и мокро. Весь год. Губернатору и его сопровождающим обычно полагались сапоги. Про журналистов чаще всего забывали, но не всегда.
Как я снимал фильм для Путина
— Юра, есть у нас для тебя пионерское поручение. Нужно снять фильм, который будет смотреть Путин. Очень быстро, качественно и красиво. Чем хороша работа журналиста, так это разносторонним опытом. Нет, удивляться новому я не перестал, но бурные эмоции сдерживать научился. На НТК я объехал весь край и его окрестности вдоль и поперек — встречал рассвет в Успенском районе и провожал солнце на Тузлинской косе, уплывающее в тогда еще украинский Крым. В понедельник ты месишь навоз в лучшем коровнике Кубани, во вторник — стреляешь из танка на полигоне в Раевской, в среду — сидишь на утомительной сессии в краевом парламенте, а в конце недели тебе объявляют, что к осени в пожарном порядке «Новое телевидение Кубани» обязано снять десятиминутку, рассказывающую о достижениях Краснодарского края. И демонстрировать ее будут на открытии первого экономического форума в Сочи. И на церемонии обещался быть президент России.Сейчас есть популярный интернет-мем про «лучшую работу в мире». Так вот, три месяца съемок этого, я не побоюсь сказать, видеоклипа о Кубани были лучшей работой в мире. Мы с нашими операторами побывали в самых красивых местах Краснодарского края. Мы снимали нефтезаводы и металлургические предприятия, бесконечные поля и сады, винокурни и швейные фабрики, банки, санатории, гостиницы и километры морских и горных пейзажей. Мы ехали, летали, плыли и забирались в леса и даже грязевые вулканы. Были даже подводные съемки, но они не вошли в окончательный вариант ролика.К концу лета у меня на руках было несколько десятков часов «сырья». И утвержденный с тридцатой попытки текст начитки. Лучшая работа в мире стремительно превращалась в ночной кошмар. Потому что монтаж короткометражки был адом. Через месяц мучений я сдал приемной комиссии нашу документалку. Еще через пару дней мне позвонили и сказали, что нужно все перемонтировать и сделать английский вариант ролика. Текст на языке Шекспира, конечно же, по хронометражу не совпадал с начиткой на языке Пушкина. Нужно было сокращать выверенные до долей секунды кадры. Оказалось, что я был только в предбаннике ада…