Ровно год, как я рассказываю читателям «Краснодарских известий» о самых ярких мероприятиях. Моя работа дала мне возможность ознакомиться с муниципальным творческим объединением «Премьера» ближе. Это интеллектуальные спектакли, изысканные концерты симфонической музыки, стильные современные выставки. Браво! Вспомним, как это было?

Важно знать

КМТО «Премьера» — это четыре концертные площадки: Дворец искусств «Премьера», Муниципальный концертный зал, Молодежный театр, Новый театр кукол.

№1. Главное событие 2022 года

Им стал городской культурный проект «Выход в город», аналогов которому сегодня нет в России. Уникален тем, что показывает жителям и гостям все самое «вкусное», что есть в столице Кубани, объединяя в себе искусство и современные технологии. Это безапелляционно бренд Краснодара.

А ко Дню города арт-директор дизайн-агентства «Филдс», автор «Выхода в город» Олег Сафронов и организатор  вице-мэр Краснодара по социальным вопросам Лилиана Егорова преподнесли всем нам настоящий подарок: ультрасовременную выставку «Новое народное». Напомню, что она состояла из двух дополняющих друг друга частей: пешеходной мультимедиаэкскурсии  «От управы до управы» и мультимедийной экспозиции, по традиции локализованной в одной из самых атмосферных точек Краснодара — дворике городской администрации с продолжением на втором этаже Муниципального концертного зала.

dpa07242 Краснодарские известия

Для тех, кто не знает или недавно переехал в Краснодар, небольшой экскурс в историю. На прошлый День города «Выход в город» впервые  «вышел» в свет. Он стартовал в сентябре с «Маршрута ощущений» и сразу стал прорывом в культурном пространстве нашего мегаполиса. Уже в канун Нового года посетители «угощались» русским авангардом на второй выставке — «Цветное сладкое», а появление трамвая в Екатеринодаре и промышленная революция были взяты за основу третьей части проекта — «Новое народное».

Из первых уст

Лилиана Егорова, вице-мэр Краснодара по социальным вопросам:

— Когда мы сделали выставку «Маршруты ощущений» во внутреннем дворике городской администрации и органном зале, поняли, что за три вечера ее посмотрело около 8000 человек. Я считаю, что это большой успех! Люди мне потом писали, рассказывали, что возвращались и по 3-4 раза ходили по кругу, рассматривали. Решили развивать проект, ведь нам есть что показывать, так как у столицы Кубани интересная история.

Трамвай спешит в будущее

На мультимедиамаршруте «От управы до управы» возле зданий для удобства стояли специальные информационные стенды, с их помощью можно было ознакомиться с историей объекта или улицы, скачать аудиогид и qr-код и посмотреть, как выглядел Екатеринодар сто с лишним лет назад. Нужные здания и направления подсвечивались с помощью гобо-проекторов. Таким образом, посетитель, идущий от начала Красной до Театральной площади, совершал путешествие во времени — от промышленной революции до дня сегодняшнего.

— Существует два образа города. Первый — это город Екатеринодар, и когда мы о нем говорим, то представляем некую станицу. Второй — это современный Краснодар. А между ними — яма в сто лет. Наша команда обращалась к специалистам, чтобы выяснить, что наполняло город в конце позапрошлого столетия. Мы хотели показать жителям трансформацию Екатеринодара в современный Краснодар,
— считает Олег Сафронов.

Главная точка маршрута — пересечение улиц Красной и Мира (ранее Екатерининской). Сегодня сложно вообразить, что изначально трамвай, наша незаменимая палочка-выручалочка, в Екатеринодаре был лишь диковинным развлечением для горожан!

— На этом перекрестке всегда было очень шумно, ведь здесь проходила первая трамвайная линия. Трамвай облегчил передвижение по городу и по сей день успешно продолжает нести  разгрузочную функцию,
— поясняла экскурсовод Марина Шарапова, пока мы скачивали qr-код и смотрели круговую панораму в своих телефонах.

Появление трамвая в городе — это важный этап и показатель развития в те времена. Его колеса впервые зазвучали на главной городской артерии в 1900 году, на несколько месяцев раньше, чем это случилось в столице. Для екатеринодарцев это был обоснованный повод для гордости.

Атмосфера Екатеринодара

Как и обещали организаторы, в конце маршрута, вдохновленные роскошной архитектурой и теплой осенью, мы перенеслись на Красную конца  XIX столетия. Любимая улица, которую знаем, раскрылась с новых сторон. Чтобы гости могли лучше представить, как выглядел город, во дворе администрации под шум трамвая и весенней листвы, классическую музыку, звучащую из открытых окон, оживали старинные фотографии. Передвигаясь по выставке, посетители переходили в следующее тематическое пространство, где слышали новый звук. Во взаимодействии друг с другом создавался живой саунд-дизайн.

— Саунд-эффект был специально разработан для этой выставки и, более того, детализирован в каждой зоне. Когда мы идем по городу, мы же постоянно слышим какие-то звуки? Кто-то разговаривает, играет на фортепиано и так далее. Именно этого эффекта присутствия мы и добивались,
— отметил автор проекта.

Безусловно, первый трамвай, неповторимая  Красная и нежный сентябрь придали шарма главному городскому событию 2022 года! Каждая выставка проекта «Выхода в город» проходит только один раз. Надеемся, что у этой красивой культурной истории будет продолжение.

№2 Бессмертный Рахманинов

Еще одна жемчужина 2022 года — это цикл концертов, посвященных 150-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова. Новый сезон, который стартовал 1 октября, в Международный день музыки, Кубанский симфонический оркестр под управлением главного дирижера Дениса Ивенского открывал Первым концертом и симфонией №1 великого русского композитора. Солист — лауреат международных конкурсов, обладатель самых престижных наград  Константин Емельянов.

— Министерство культуры России объявило 2023 год  Годом Рахманинова. И я подумал: почему бы весь сезон не посвятить Сергею Васильевичу и не создать серию концертов, всего их будет пять, состоящих из его основных сочинений? Делал аналогичные проекты с музыкой П.И. Чайковского и Бетховена. Уникальность нового цикла в том, что играет один солист — выдающийся пианист нового поколения Константин Емельянов,
— рассказал Денис Ивенский.

Разговор без смокинга

Накануне мероприятия я поговорила с музыкантом. К слову, он родом из Краснодара, но в родном городе бывает нечасто из-за плотного графика. В фойе органного зала у белого рояля мы рассуждали о классической музыке и значимости Рахманинова в жизни каждого русского человека.

Неспроста композитор является бессменным символом нашей культуры. Как Достоевский в литературе, раскрывает все самое сокровенное, что есть в нашей душе, но в отличие от Федора Михайловича не наказывает, обличая, а исцеляет, наполняет светом и открывает новые горизонты. Константин Емельянов поделился, что из всего репертуара одним из самых технически сложных сочинений считается Третий концерт, и рассказал о своих эмоциях при его исполнении.

— Это вершина творчества Рахманинова, очень объемная и непростая вещь. Концерт чуть ли не в Книгу рекордов Гиннесса вошел по количеству нотного текста плотной фактуры. Я помню свои ощущения, когда играл его первый, второй раз, пока концерт не стал репертуарным, и это всегда был стресс. Мне казалось, что передо мной гора, которую я должен сдвинуть с места. Сочинение также требует больших внутренних эмоциональных затрат,
— считает пианист.

Биографы предполагают, что Третий концерт выделял и сам композитор. Сочинение стоит особняком от его остальных произведений, впрочем, этого нельзя утверждать наверняка. Я акцентирую ваше внимание именно на этом концерте, чтобы вы успели приобрести билеты. Отмечу, что на Концерт №2, который прозвучит 10 декабря, свободных мест, к сожалению, не осталось.

Выбор «Краснодарских известий»

Концерты «Рахманинов-150» проходят в Муниципальном концертном зале.

№3 «Формула любви». Музыка души

Самый ожидаемый проект сезона и событие, поразившее публику красочностью и профессионализмом постановщиков, — музыкальный спектакль, яркое шоу «Формула любви», которое стало продолжением уже известной «Симфонии Голливуда».

dpa08967 Краснодарские известия

В «Формуле…» задействованы все коллективы КМТО «Премьера», включая приглашенных артистов, так как партитуры были рассчитаны не на симфонический оркестр, а на определенный состав. А еще! Пошито более 300 костюмов, разработаны уникальные декорации. На сцене Дворца искусств «Премьера» вы даже настоящую «Волгу» увидите. Машина на ходу, прошла ТО, своим ходом заезжает в театр и работает в нескольких номерах: оживут кадры из культовых «Три тополя на Плющихе», «Родня», «Берегись автомобиля» и других. Главный режиссер и балетмейстер Музыкального театра заслуженный деятель искусств Кубани Александром Мацко. За дирижерским пультом  Денис Ивенский.

Напомню, что история началась с «Симфонии Голливуда», а лично для меня, как зрителя, с девочки в красном пальто и пронзительной минорной «Колыбельной» из фильма Стивена Спилберга «Список Шиндлера». Автор проекта «оживших партитур» — Денис Ивенский. Во время карантина весной 2020 года маэстро нашел редкие ноты, а идея исполнить саундтреки из культовых лент вместе с оркестром пришла сама собой. Александр Мацко, со своей стороны, предложил сделать необычное по форме и содержанию шоу с участием всех коллективов творческого объединения.

Вагончик тронется, состав останется

«Формула любви» по масштабу и произведенному эффекту, пожалуй, превзошла «Симфонию Голливуда». Почему? Догадаться нетрудно. В этом спектакле звучит знакомая всем и каждому с детства музыка из наших любимых фильмов. И это не просто гениальные сюжеты и плеяда талантов, а застывшая в вечности эпоха. Как коробка с карандашами для ребенка из Союза. Важная составляющая жизни огромной многонациональной страны. Наша культура. Наша заливная рыба, наша мымра, наш управдом — он же друг человека. Мы сами, если хотите. Такие, какие есть. «Людк! А Людк! Деревня!».

— Важно, что в одном концерте нам удалось собрать достаточное количество оригинальных партитур. Считаю, что это самое главное, потому что много кто играет эти саундтреки, но почти всегда  это не оригинальные аранжировки. А наша идея изначально заключалась в том, чтобы исполнить именно аутентичные, как они и были написаны и задуманы авторами,
— отмечает Александр Мацко.

Некоторые композиторы, включая Максима Дунаевского, лично передали организаторам ноты. Мацко признается, что это прикосновение к чуду и большая духовная ценность.

— Любим, знаем, помним все эти фильмы с детства, и вот мы держим в руках оригинальную партитуру из фильма «Неуловимые мстители», а это своего рода интеллектуальная ценность, и на ней стоит год, когда она была написана. Конечно, была проведена большая работа. И со стороны Дениса Валерьевича в первую очередь,
— продолжил Александр Викторович,

Выбор «Краснодарских известий»

«Симфония Голливуда» и «Формула любви» в текущем репертуаре «Премьеры».

№4 «Афазия»

Еще один бренд Краснодара — Молодежный театр. Каждый год его репертуар пополняется новыми постановками, а билеты нужно покупать за несколько месяцев вперед. Последняя, «Афазия» по мотивам романа-эпопеи Л.Н. Толстого, «Война и мир», заставила говорить о себе все театральное сообщество.

Спектакль, который поставил молодой режиссер из Москвы Александр Плотников, называли интеллектуальным, изысканным и проникновенным. Режиссер представил свою версию и назвал постановку семейной хроникой. Он рассказал историю о двух семьях, живущих в разные века, одна из которых читает книгу великого русского писателя. Из самого романа Плотников вывел на первый план только линию семьи Болконских, проживающих в Лысых Горах.

Актер, режиссер, основатель театра «Мой» Стас Слободянюк: «Молодежный — это актуальный театр, построенный на базе современного игрового. Это значит, что он модный и отвечает всем требованиям современной режиссуры и запросам зрителя. Постановки этого театра могут номинироваться на «Золотую маску», также как и актерские работы. Мне очень понравился последний спектакль Александра Плотникова «Афазия». Это совершенно иной пилотаж».

img 1234 1 Краснодарские известия

Жизнь, когда слова исчезают

На сцене Молодежного представлены два времени: наше, постиндустриальное, где страдающий от нарушения речи ликвидатор аварии на ЧАЭС слушает главы из толстой книги издательства «Академия», и описанное в романе Льва Николаевича, в котором молодой князь Андрей Болконский привозит юную жену «на сохранение» в Лысые Горы.

— Когда Льва Толстого спросили, о чем «Война и мир», он ответил: «Давайте я начну вам читать с самого начала весь роман и когда закончу, смогу ответить на ваш вопрос». Какова основная мысль спектакля? Есть проблемы, с которыми нам необходимо разбираться. Это наши исторические травмы, через которые проходит наша страна — будь то Вторая мировая или Чернобыль. Интересно, как эти события сказываются на жизни конкретной семьи. Как взаимодействуют эти два пространства — семьи и истории? Линию Болконских Лев Николаевич писал со своего детства, и она автобиографична. Перечитывая роман, я понял: чтобы быть честным со зрителем, мне нужна точка входа в материал, где я не смогу сфальшивить. Есть моя семья, про которую я знаю, эта история и стала точкой входа,
— рассказал Александр Плотников.

Присматривающая за инвалидом бабушка Нина в исполнении заслуженной артистки Краснодарского края Светланы Кухарь читает мужу книгу Толстого. В середине драматургического повествования тексты смешиваются настолько, что ты оставляешь попытки мыслить логически и начинаешь чувствовать все происходящее на сцене. И неважно, в какой момент заканчивается «вчера» и начинается «сегодня» и в чем заключается связь истории семьи Болконских и семьи, проживающей на улице Лавренева, 12 в Херсоне. Связь очевидна.

Авангард

Главная мысль «Афазии»: история повторяется, а человек не замечает разбушевавшейся вокруг себя стихии. В постановке несколько сильных сцен.  Эпизод родов с перерезанным санитарами проводом от микрофона, в котором «маленькая княгиня» Лиза пытается прокричать свою боль.  Монолог Маши, где она рассуждает о смысле жизни и смерти как спасении, стихотворение-хорал Андрея Болконского. Жесткая сцена с туристами, приехавшими осматривать то, что осталось от Чернобыля и привычного уклада жизни. Они доедают в углу некогда уютной комнаты семейный «Наполеон» и делают селфи на руинах чьей-то веры, надежды и любви.

Под занавес все невысказанное и наболевшее за время действа без слов пропоет квартет струнных Премьер-оркестра.

— Мы исполняли фрагмент (элегию) из 15-го квартета Дмитрия Шостаковича. Когда была первая репетиция, я не сразу поняла, почему режиссер выбрал именно эту музыку, но после того как посмотрела спектакль от начала до конца, все стало на свои места. Шостакович — гениальный композитор, который мог точно описать все то, что происходило в мире. Этот квартет последний в его творчестве. Музыка идеально вписывается в постановку, передает смысл и подчеркивает глубину,
— прокомментировала концерт-мейстер и первая скрипка камерного струнного Премьер-оркестра Марагрита Киракосова.

Кстати

Текст по фрагментам «Войны и мира», включая стихотворение, которое в финале читает артист Александр Теханович, написаны режиссером Александром Плотниковым. Сценография художника-постановщика Константина Соловьева.

Любопытно

Поставить спектакль в Молодежном Александру Плотникову предложил главный режиссер театра Даниил Безносов. Плотников окончил ВШСИ Константина Райкина (актерско-режиссерский курс Камы Гинкаса). Учился во ВГИКе на сценариста  (курс Рустама Ибрагимбекова). В его послужном списке пять серьезных работ.

Выбор «Краснодарских известий»

Спектакль в текущем репертуаре Молодежного театра.

Компетентно

Ирина Удовицкая, начальник управления культуры администрации муниципального образования город Краснодар:

— Для Краснодарского муниципального творческого объединения «Премьера» 2022 год оказался насыщенным яркими событиями. Самыми масштабными проектами театрально-концертного сезона стали премьеры: сцены из любимых отечественных фильмов в жанре музыкальной пародии «Формула любви», грандиозный цикл концертов «Рахманинов-150», посвященных 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова, семейная хроника «Афазия», текст
А. Плотникова по фрагментам произведения Л. Н. Толстого «Война и мир», для самых маленьких наших зрителей — сказка «Волк и семеро козлят», и, конечно, в Год культурного наследия народов России жителей и гостей города приятно впечатлила мультимедийная выставка «Новое народное» в рамках проекта «Выход в город». Общество не стоит на месте, и потому авторы и режиссеры ищут наиболее интересные темы для зрителей, которые будут находить отклик в их душах и сердцах. Следующий год будет не менее продуктивен на реализацию проектов, которые станут приятным наполнением культурного пространства нашего города.

Мнение

Николай Табашников, директор Краснодарского Молодежного театра:

— Появление нового спектакля в репертуаре — это как рождение ребенка в семье, и мы всегда этому рады. «Афазия» особенно важна, потому что затрагивает довольно-таки глубинные вещи, происходящие в человеке. Самая ценная для нас реакция, когда зрители после показа начинают разговаривать друг с другом, звонить родителям, узнавать, как они себя чувствуют. И когда ты понимаешь, что спектакль нашего театра пробуждает в них эти чувства, для нас это главная оценка нашего труда.

Подготовила Анна Климанц/ фото: Дарья Паращенко, Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Источник: МАТКУ МО Краснодар «КМТО Премьера»/ ОГРН 1022301629129/ реклама / 16+