
Одна история из многих
При первом прочтении я с настороженностью относилась к роману «Преступление и наказание», ведь с самого начала знала сюжет. Убитая старуха-процентщица и ее сестра, окровавленный топор, студент, возомнивший себя право имеющим… Выходит какой-то обратный детектив: читать еще не начала, а убийца и способ зверского преступления уже тебе известны. Тогда что еще можно рассказать? Однако с первых страниц стало понятно, что действо только начинается и с каждой главой закручивается все больше.
— За последние 20 лет школьный список литературы относительно творчества Федора Михайловича не изменился, хотя у автора есть и другие глобальные работы. Среди них, конечно, «великое пятикнижие». Кроме известного нам романа, в него входят «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы»,
Истина и Христос
Эти произведения — плод уже более зрелого и сформировавшегося Достоевского. Тогда на мировоззрение писателя во многом повлияла каторга. Несмотря на то что Федор Михайлович первое время ощущал пренебрежение сокамерников, именно в тех непростых условиях его сознание поменялось. Достоевскому понадобилось время: наблюдать, слушать, видеть и чувствовать.
— Во времена каторги писатель заново прочитал Евангелие и понял его на другом уровне, открыл для себя Христа. Лучше всего эту трансформацию отражает одно из его высказываний: «Ежели выяснится, что истина — вне Христа, я останусь с Христом, нежели с истиной». Бог становится неким абсолютом в творчестве автора и во многом на него влияет,
И хоть все это — важная часть большого жизненного пути писателя, на уроках литературы в некоторых современных школах такие подробности упоминают вскользь.
Пожиратели сюжетов
Отведенного времени на изучение Достоевского попросту недостаточно. Если включить в уроки литературы «Идиота» или «Бесов», об остальных авторах можно забыть. Вот и приходится довольствоваться малым. Чтобы всерьез проникнуться творчеством писателя, нужно читать его произведения вдумчиво и без спешки. Да и проблемы в них поднимаются не самые простые для юной личности.
С этим согласилась учитель русского языка и литературы гимназии №3 Ирина Марюхина.
— С точки зрения сюжета и идеи максимально понятный для изучения роман из «великого пятикнижия» — «Преступление и наказание». Это своего рода захватывающий детектив. Несмотря на то что нам практически сразу известно, кто, когда и кого убил, возникают логичные вопросы: а что произойдет с героем дальше? Как он будет существовать в этой реальности? Как себя будет чувствовать?
Поспорить с этим трудно. Подростки 15-16 лет — настоящие «пожиратели» сюжетов. Для них важна динамика и интересные события в книге, поэтому история Родиона Раскольникова не зря оказалась в учебном плане. Она богата неожиданными перипетиями и сюжетными поворотами.
А вот, к примеру, с «Обломовым» Ивана Гончарова часто возникают трудности. Ребята не всегда понимают, для чего им нужно читать более 400 страниц о человеке, который любит поспать на диване в потертом халате. Здесь многое зависит от подачи материала учителем.

Психологическое воздействие
Но как быть с общепринятым мнением, что романы Федора Михайловича наполнены слишком темной, мрачной атмосферой? Некоторые задаются вопросом: не стало ли именно это причиной того, что Достоевского не так много в школьной программе? Иной раз, перелистывая страницы книги, и правда ощущаешь невольный холодок во всем теле. Классик умел писать так, что, читая, молниеносно переносишься в эпицентр событий, а именно — в тоскливый и мрачный Санкт-Петербург, где даже вкрапления желтого цвета не становятся вестниками радости и счастья.
— Литературоведы, которые изучили прозу Федора Михайловича, выяснили, что она оказывает большое психологическое воздействие на читателя. Не каждый может выдержать такое давление. В произведениях разбираются глубинные душевные порывы человека, причем не всегда добрые. Вспомнить хотя бы сцену убийства старухи-процентщицы. В ней детально описывается, как Раскольников проломил череп Алены Ивановны, как растеклась кровь по полу и как она липла к рукам убийцы. Момент расправы занимает две страницы,
В связи с этим многие читатели разделились на два лагеря: кто-то автора обожает, а кто-то терпеть не может и утверждает, что даже не прикоснется к книгам Достоевского.
— Такая мрачность вполне нормальна. Она соответствует запросам времени и даже необходима читателю. Мир агрессивен к человеку. Пусть лучше ребенок выработает мнение и отношение по поводу сложных сторон жизни через искусство, а не столкнувшись с проблемой лицом к лицу. Нам не нужно проживать бесконечное число жизней, наступая на одни и те же грабли, — мы сможем понять какие-то моменты благодаря истории книжного персонажа,
Вопросы добра и зла
В этом «Преступление и наказание» дает читателю колоссальный опыт. Судьба Сонечки Мармеладовой, например, показывает, что счастливым может быть любой человек. Девушка чиста перед Богом и собственной совестью, а потому спасает других героев. Раскольников же становится доказательством того, что интеллект в отрыве от сердца ничего не значит. Если герой находит искусственную опору, на самом деле не отвечающую его внутренним ощущениям, он просто погибает. Об этом и рассказывают ребятам в рамках школьных уроков.
Но больше всего в своих произведениях Достоевского интересовали вопросы добра и зла, а именно — проблема выбора между ними. Он часто делал главным персонажа-идеолога, рационалиста, который выступает против некоего антихриста. В этом случае антихрист — не какой-то конкретный герой, а скорее обстоятельства, мешающие перейти на сторону добра. Что выберет душа? Справится ли она с искушением? Сможет ли отказаться от соблазнов? Это вечная тема, которая во все времена не перестает волновать умы читателей. А значит, Достоевский всегда останется актуальным.
Материал подготовила Анастасия Гарькуша