Теща есть, но как бы ее нет
Прекрасно помню, как в моем детстве старшая сестра Лариса, которая уже была замужем, приезжала к нам в гости. Ее привозил супруг, высаживал с детьми возле наших ворот и… отъезжал. Ждал ее в машине, сколько потребуется, но ни разу не зашел к нам во двор. Не говоря уже о том, чтобы познакомиться или разговаривать с моими родителями, — ведь так не положено! Время шло, дети росли. Моя сестра уже сама стала тещей, а вот с мужем дочери Нафсет так и не познакомилась – обычай избегания в силе. Во многих адыгских семьях в Адыгее все по-прежнему, без перемен: теща есть, но ее как бы нет.
Моя приятельница вспомнила случай, как ее брат пробирался огородами, лишь бы не столкнуться лицом к лицу с тещей. Только в исключительных случаях, когда в семье нет сыновей, дочка может со своим мужем жить в доме своих родителей.
Почему возник обычай избегания? Версий несколько. Например, известный антрополог Барасби Бгажноков отмечает, что обычай избегания – это «особая, преувеличенная форма демонстрации скромности и уважения друг к другу…» Есть и бытовая версия: в традиционном обществе иногда теща была значительно моложе зятя, и таким образом традиция устанавливала барьер для возможных фривольных отношений между зятем и тещей.
Кстати, мало кто из моих знакомых считает, что это ненужный и отживший обычай. В современных условиях избегание между зятем и тещей становится не только нормой этикета, но и маркером этнической принадлежности. Сохранится этот обычай или вскоре падет, покажет только время.
Свадьба без жениха
Многим может показаться странным, но жених не должен присутствовать на своей свадьбе. Ему положено прятаться у соседей либо в другом зале и не попадаться на глаза гостям, особенно своим родителям. Хранители традиций говорят, что это символизирует стыдливость от предстоящего вступления мужчины во взрослую жизнь и в интимные отношения с женщиной. Невеста всю свадьбу принимает поздравления одна. Воплощение скромности и целомудрия, она почти все торжество стоит в отведенном ей уголке, опустив ресницы и не проронив ни слова.
Этот обычай больше всего сохранился в аулах. Но и изменилось многое: в 90-е свадебное торжество в крупных аулах и районных центрах переносится в рестораны. Это становится престижным, но значительно увеличивает расходы, поскольку, помимо аренды банкетного зала, семья платит за наем официантов и поваров (в ауле эти виды работ выполняют родственницы), ведущего, певцов…
Сегодня пригласительный билет или личное приглашение стали нормой, если свадьба проводится в ресторане. Но и говорить о том, ушел ли старый обычай, когда люди могли приходить на свадьбу без приглашения, захватив своих соседей и друзей, еще рано. Двери дома во время свадьбы в ауле распахнуты для всех желающих. Как и раньше, так и сейчас невозможно представить, чтобы на адыгейской свадьбе кричали «Горько!» – не положено проявлять чувства. Кстати, каждый, кто хоть раз бывал на адыгейской свадьбе, знает: это лучший способ встретиться со всеми родственниками. Соберутся все от мала до велика – поверьте на слово.
На кладбище – без женщин
Помню, как с коллегами ездила на похороны известного чиновника в аул. Многие не могли понять: почему мама умершего не проводила в последний путь единственного сына и остановилась, рыдая, возле ворот? И если во время похорон коллеги не решились задать мне этот вопрос, то после все же спросили. На мой ответ: так не принято, увидела лишь удивление на лицах.
На похоронах разрешено присутствовать только мужчинам, потому что считается, что в это время душа усопшего уходит, а женщина может потревожить ее своим плачем. Да и вообще, адыги полагают, что женщинам переносить такой стресс тяжело. Во время похорон возле тела обычно сидят старейшины и тихо разговаривают между собой о покойнике, молятся. Женщины оплакивают покойного в отдельном помещении. В похоронной процессии выноса и захоронения на кладбище женщины не участвуют, за пределы двора не выходят. На кладбище к могиле идут только на другой день.