В этом году к двум проектам, связанным с общественным транспортом, можно смело добавить приставку «мега». Первый: досрочно завершена 3-летняя программа по обновлению парка Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления и приобретено
103 новых трамвая. Второй: впервые за многие годы в краевом центре возобновили строительство трамвайной линии — по улице Московской. Однако ситуация с пробками, мягко говоря, остается сложной.
Выбить пробки… электричкой
Глава Краснодара Андрей Алексеенко отметил, что необходимо расшить узкие места и обеспечить доступность от центра к любому микрорайону Краснодара не более чем за 30 минут. И это может быть в том числе городская электричка.
Мирослав Валькович, участник движения «Городские решения», член городского Совета по дорожному хозяйству и транспорту, очень рад тому, что вернулись к этому перспективному проекту, над которым он вместе с другими активистами работал не один год. Правда, они его называют не городской электричкой, а наземкой.
Кстати, этот проект заложен в Генплане Краснодара до 2040 года, который уже принят. Если запустить городские электрички, транспортная доступность станет выше, к тому же можно проложить дорогу и в станицы, чтобы жители Кубани смогли добираться быстро, комфортно и без пересадок в точку назначения.
— Мы хотим уйти от понятия «электричка». Потому что это слово у многих ассоциируется со старыми вагонами. Уже пять лет продвигаем этот проект. Полтора года назад при администрации края была создана рабочая группа под руководством тогда вице-губернатора Андрея Алексеенко. Я уверен, что он понимает все плюсы реализации этого проекта,
Уже сейчас, по мнению урбаниста, можно и нужно начать делать первые шаги. Во-первых, к существующей железнодорожной инфраструктуре необходимо добавить новые станции. Например, такие точки реально создать у СБС, ТРЦ «Красная Площадь», парка «Краснодар». Это места, куда всегда приезжает много людей, и находятся они рядом с железнодорожной сетью. Во-вторых, если человек на машине добрался до станции наземки, сможет ли он оставить свое авто где-то поблизости? Пока нет, для этого нужны перехватывающие парковки, подходы к общественному транспорту.
Андрей Алексеенко сделал акцент на том, что Президент России поручил правительству проработать вопрос использования железнодорожной инфраструктуры для городских перевозок. И Краснодару очень важно стать одним из пилотных городов в реализации такого проекта.
— Наверное, не открою тайну, что этот вопрос с РЖД прорабатывался достаточно давно: по использованию той железнодорожной инфраструктуры, которая имеется в Краснодаре, чтобы запустить пилотный проект «Городская электричка». И в этом случае наша задача — максимально сделать все, чтобы пилотный проект был в Краснодаре реализован,
Мирослав Валькович считает, что пассажирский электротранспорт может стать отличной альтернативой личным автомобилям. К тому же наземка сможет перевозить и «маятниковую миграцию» — людей, не живущих в Краснодаре, но приезжающих сюда на работу или по делам.
Движение только вперед
Для многих моих знакомых своя машина (чем дороже, тем круче) не только средство передвижения. Это по-прежнему своего рода сертификат состоятельности, если хотите, благополучия и социального статуса. Но это с одной стороны. С другой — общественный транспорт в плане комфорта еще далек от идеала. Поэтому в машине стоять в пробке значительно приятнее, чем в душном переполненном автобусе. Власти Краснодара поставили перед собой амбициозную цель: после длительного простоя сделать общественный транспорт комфортнее и привлекательнее. И несмотря на то, что автобусы, трамваи и троллейбусы пока проигрывают в конкуренции с личным автомобилем, сделано уже многое, а предстоит еще больше.
Помимо строительства ветки по ул. Московской предусмотрено несколько этапов создания трамвайных путей и в других частях города. Первый этап запланирован на 2022-2025 годы. В его рамках планируется протянуть линию в юго-восточную часть города — микрорайон Гидростроителей. В результате здесь появятся 5 км трамвайного полотна, 6 остановочных пунктов и разворотное кольцо. Прогнозируемый пассажиропоток — 6,8 млн человек в год.
Во время реализации первого этапа трамвайную ветку также протянут в северо-восточную часть Краснодара — Восточно-Кругликовский микрорайон. Второй этап запланирован на 2025-2030 годы и нацелен на развитие транспортной системы Восточно-Кругликовского микрорайона. Предполагается, что трамвайную ветку протянут в район поселка Плодородного — от ул. Героев-Разведчиков по ул. 40-летия Победы до ул. Багряной — с обустройством разворотного кольца, а также построят трамвайно-троллейбусное депо.
В целом до 2030 года в краевом центре планируется развитие трамвайной сети на шести участках — в юго-восточном, северо-восточном и северо-западном направлениях с увеличением протяженности трамвайного полотна на 64 км.
Болларды, полусферы и подсветка
Автор сообщества «Городские истины» урбанист Мирослав Гриценко считает, что в городе недостаточно используются средства, за счет которых возможно реально снизить скорость трафика.
— Взять для примера те же столбики, болларды, полусферы и другие малые архитектурные формы, которые оградят пешеходов от автомобилей во время движения или парковки. А подсветка пешеходного перехода сделает путь гораздо заметнее. Что еще важно: соблюдение дизайн-кода в городе. Отсутствие лишних пестрых деталей вдоль дороги — настоящий подарок для глаз и нервной системы автомобилиста. Любопытно, но даже придорожные заборы при окрашивании их в черный цвет перестанут отвлекать водителя своей навязчивостью. Большинство жителей просто не знают или не хотят знать о всех вышеперечисленных мерах и их эффективности,
Мирослав Гриценко подчеркивает, что, к примеру, для переориентации светофоров ради удобства пешеходов не обязательно тратить миллионы рублей. Как и для разгрузки трамвайных путей от автомобильного трафика (закрыть сквозной проезд по трамвайным путям, убрать парковочные места и возможность парковаться вдоль трамвайных линий). То есть, по сути, улучшая положение пешеходов как участников дорожного движения, будет замедляться и трафик.
Текст подготовила Зара Хушт