Сам себе инспектор

В Краснодаре, как и в других крупных городах, немало людей, которые считают, что парковаться на тротуарах и газонах абсолютно нормально. Другая популярная тенденция последних лет — бросать автомобиль на трамвайной линии, парализуя движение общественного транспорта. Жалуются на восстание машин и жители спальных районов, для которых выход со двора превращается в настоящий челлендж. Усугубляет ситуацию то, что из города исчезли эвакуаторы, а мобильные комплексы фотовидеофиксации нарушений правил парковки автохамов не особо пугают. Штрафы хотя и выписываются, но ситуация на улицах кардинально не меняется. Что делать?

Накануне в СМИ появилась новость: со следующего года россияне смогут фиксировать нарушения ПДД через новое федеральное приложение «Народный инспектор». За основу планируют взять «Помощника Москвы», пользователи которого фотографируют автомобили, нарушающие Правила дорожного движения, и отправляют снимки в ГИБДД. За это им даже начисляют бонусы, которые можно потратить на оплату парковки или проезд в общественном транспорте. Программа запоминает местоположение смартфона, а также время фиксации, которое не будет зависеть от времени, выставленного на телефоне. В приложении также продумана защита от фотошопа и фальсификации отправляемых материалов.

До июня 2022 года кабмин внесет изменения в законодательство: постановления о штрафах должны будут выносить без составления протокола, то есть в экспресс-варианте. Сейчас такой возможности не предусмотрено.

Мнения краснодарцев по поводу «Народного инспектора» разделились. Одни считают, что контроль  за соблюдением ПДД со стороны пешеходов или других участников движения поможет эффективнее бороться с лихачами, «обочечниками» и теми, кто бросает авто на тротуарах. Другие же говорят, что такие меры приведут к социальному напряжению.

«Запуск программы «Народный стукач!». А потом скажут: настучи на соседа, и мы отдадим его жилплощадь!». «А кешбэк по созданным жалобам или процент от суммы штрафа за бдительность будет?». «Не стукачество, а возмездие. Если водители не уважают пешеходов, бросая свои машины на тротуарах, то почему пешеходы должны уважать их? Таких надо наказывать!» — пишут горожане в соцсетях.

Мы узнали мнение экспертов по теме.

Наказание за наглость

Урбанист Константин Трудик считает, что пора отказываться от такого тюремного понятия, как «стукач». 

— Стукач — это член закрытого коллектива, который доносит на коллег для выгоды или по запросу правоохранителей, а человек, который сообщает о нарушении постороннего, доносчиком быть не может, — рассуждает урбанист. — Апелляция к зоновским понятиям — не что иное как манипуляция, позволяющая более наглым членам общества безнаказанно бросать машины на газонах, пожарных проездах и возле подъездов. Однако важно помнить: помеха при парковке во дворе может стоить жизни человеку, к которому вовремя не доехала «скорая» или пожарные. Поэтому наводить порядок с парковкой и другими бытовыми правонарушениями можно и нужно. И лучший способ —  фиксация нарушений самими жителями. Ну и московский опыт наглядно показывает, как эффективно работает эта система при неотвратимости наказания и действенных штрафах. И никакой мнимый менталитет им не помеха.
Фото: Эдуард Катышев, «Краснодарские известия»

Московский урбанист Аркадий Гершман уверен, что наряду с гражданским контролем нужно в несколько раз увеличивать штрафы.

— Когда каждый сможет фиксировать нарушения и передавать информацию в ГИБДД,  ситуация на улицах улучшится. Ведь главное — не суровость наказания, а его необратимость. При этом в Москве довольно смешные штрафы за неправильную парковку. Они, скорее, воспринимаются как налог на удобство и не мотивируют не нарушать правила в будущем. В этом плане эффективнее эвакуации пока ничего не придумали.

За введение «Народного инспектора» выступают не только хранители городской среды, но и сами автомобилисты. Водитель с сорокалетним стажем Борис Акимов в беседе с «Краснодарскими известиями» сказал, что программа не искоренит проблему полностью, но даст заметные результаты:

— Думаю, 80% нарушителей это остановит, но остальные 20% все равно будут продолжать бросать машину где попало, несмотря на неотвратимость наказания. Но в любом случае приложение однозначно пойдет на пользу, поскольку социальный контроль всегда справедлив.

Идея приложения, призванного воспитать в автомобилистах культуру вождения, кажется интересной и привлекательной. Однако возникают вопросы по техническим моментам: сможет ли ГИБДД обрабатывать такой массив фотографий? Как будут отличать фейки от реальных нарушений? Например, в Москве были случаи, когда в погоне за баллами пользователи  фотографировали машины, застрявшие в пробках, и оформляли нарушение правил стоянки или остановки. Или снимали припаркованные авто так, словно они стоят на газоне. Как выявлять и наказывать таких контролеров? Если система будет продумана до мелочей, тогда мы действительно получим эффективный инструмент для борьбы с автохамами.