И хотя около 460 млн рублей удалось вернуть законным владельцам, все равно процесс расследования подобных преступлений непрост, в том числе и по причине географической удаленности злодеев.
— Львиная доля мошенничеств с использованием мобильной связи совершается лицами, находящимися за пределами РФ, а похищенные деньги выводятся в сопредельные государства,
Доверчивых граждан, как правило, либо заманивают, либо запугивают.
Заманивают мифическими выигрышами, акциями, скидками, подарками и даже выгодными вакансиями. Пугают уголовным преследованием, потерей накоплений, угрозой жизни и здоровью родных.
Звонить мошенники предпочитают по мессенджерам, стараются искать индивидуальные подходы к каждой возрастной или социальной категории.
В арсенале жуликов липовые QR-коды оплаты различных услуг, тех же пунктов проката электросамокатов, «зеркальные» сайты (например, известных туроператоров), программы по подмене номеров телефона, голосов и изображений.
Правоохранительные органы и банки кратно усилили меры по противодействию онлайн-мошенникам, совершенствуясь технически. Обычным же гражданам, по мнению специалистов, поможет кибергигиена, основы финансовой грамотности и умение адекватно действовать в так называемых «аварийных ситуациях». В последнем случае психологи советуют даже потренироваться.
— Когда нам говорят, что у нас могут отнять что-то очень важное, зачастую следует реакция замирания, шока. Выключается левое полушарие мозга, отвечающее за логику и анализ. Зато эмоции зашкаливают. А тут еще от нас требуют действовать немедленно и подсказывают, как именно. Только очень подготовленный человек сможет противостоять подобной атаке. Что делать? Попробуйте заранее потренироваться. Пусть кто-то из родных поможет вам проработать схожую ситуацию. А еще придумайте некое кодовое слово, о котором будете знать только вы и близкий вам человек,