
Ну кто из нас не любит гулять в зеленых скверах, на бульварах и аллеях? Взять хотя бы аллею в честь 80-летия образования края или Вишняковский сквер, которые благоустроены с нуля. Не променад, а сплошной релакс какой-то! И мало кто из нас вспоминает о том, что эти зеленые зоны, как и многие другие, могли вообще не появиться на карте города, если бы в свое время их не вернули в муниципальную собственность.
О внутренней кухне возвращения земель городу «КИ» спросили Илью Павлова, директора департамента муниципальной собственности и городских земель администрации города.
Иногда маленькие территории дороже огромных
— Илья Константинович, не терпится услышать хорошие новости. Чем вы нас обрадуете?
— Я держу в руках решение Советского районного суда о возврате в муниципальную собственность земельного участка на пересечении улиц Московской и Зиповской. Здесь самовольно был возведен некапитальный объект — павильон — прямо на тротуаре. Когда решение Советского районного суда вступит в силу, будем демонтировать. И так каждый день.
— Но это же совсем крошечная территория.
— Вы знаете, не все зависит от площади. Бывает и так, что годами добиваешься возврата нескольких квадратных метров под павильоном, чем решений по большим земельным участкам.
— Почему для интервью вы выбрали «замок» на Затоне?
— Потому что эта территория, как и прилегающая к «замку», в этом году была возвращена в муниципальную собственность. Они не один год простояли заброшенными, оба здания краснодарского «Хогвартса» теперь принадлежат городу. Сейчас мы формируем земельный участок, чтобы передать его департаменту строительства. Специалисты, в свою очередь, определят, что там будет располагаться, и начнут достраивать здания.
— С чем связано такое активное «собирание земель»?
— Знаете, можно печатать деньги, добывать золото, а вот земельный ресурс невосполним. Чем больше раздается, тем меньше остается. Поэтому губернатор Кубани Вениамин Кондратьев поставил перед всеми муниципалитетами задачу: возвратить земельные участки в собственность городов и районов, чем мы и занимаемся. В мире есть страны, где земельно-имущественные отношения изжили себя, потому что каждый клочок земли зарегистрирован, поставлен на кадастровый учет, и у каждого квадратного метра есть свой хозяйствующий субъект. Что еще очень важно, Генеральным планом Краснодара пред-смотрено строительство множества социальных объектов, дорог, а для этого нужны свободные земельные участки.
Участки для променада
— Какое дело вы считаете самым резонансным за время работы? Наверняка это и отстаивание земли под нынешней аллеей в честь 80-летия образования Краснодарского края в Юбилейном микрорайоне.
— Горожане уже успели подзабыть эту историю. Но несколько лет назад земельный участок по ул. Рождественской Набережной, 8 находился в аренде у застройщика для многоэтажной жилой застройки. Арендные отношения с ним были прекращены в 2018 году. На земельном участке были вырыты котлованы, находился строительный мусор. Боролись мы за него не один месяц, и не зря! Первая очередь аллеи стала визитной карточкой не только Юбилейного микрорайона, но и всего города. К этому списку добавил бы судебные разбирательства по второй очереди Вишняковского сквера, которые длились около четырех лет. Зато теперь это благоустроенное место для отдыха и прогулок. Но я больше всего запомнил историю, связанную с Большим островом.
— Почему?
— Сложные судебные разбирательства (а они длились около 2,5 лет) совпали с первым временем работы в администрации города — наверное, поэтому. Нам удалось вернуть в муниципальную собственность около 200 га земли. Это было поручение губернатора Кубани Вениамина Кондратьева. Теперь Большой остров является особо охраняемой природной территорией местного значения.
— В каких районах города в основном происходил возврат земель?
— Везде. Это и центр, и Западный обход, и поселки Знаменский и Новознаменский, Индустриальный, хутора Копанской, Ленина — за раз все не перечислю.
— Сколько земли в результате вернули?
— С 2017 года по настоящее время в муниципальную собственность возвратили 254 земельных участка общей площадью 348 гектаров.
— А если прогуляться по этим территориям, например, в центре города, это сколько кварталов?
— Если рассматривать исторический центр города, где площадь кварталов составляет от 2 до 2,5 га, то в муниципальную собственность возвратили около 140 кварталов.
— Споры в Музыкальном микрорайоне, наверное, еще долго будут всплывать как страшный сон.
— Этот микрорайон построен с многочисленными нарушениями и лишен всей необходимой инфраструктуры, в частности, тротуаров и автомобильных дорог. По 45 земельным участкам изданы постановления о предоставлении их Центру мониторинга дорожного движения и транспорта для строительства автомобильных дорог, сетей ливневой канализации. Кроме того, ведется работа по изъятию для муниципальных нужд 80 земельных участков для автомобильных дорог и сетей на территории, ограниченной улицами Московской, Петра Метальникова, Российской и Солнечной.
Мы всегда в диалоге с людьми
— Бывают ли такие случаи, когда арендаторы сами возвращают участки городу?
— Да, в основном это касается земель, которые находятся в аренде. Порой предприниматели не могут использовать участок по целевому назначению. То средств не хватает, то житейские проблемы, а за аренду платить надо. По закону мы должны инициировать процедуру изъятия таких участков у собственников или расторжения договоров аренды с арендаторами. Но сначала всегда разговариваем с людьми, отправляем уведомления и предлагаем приступить к освоению земельного участка и получить разрешение на строительство. Если есть задолженность по арендной плате, — погасить, это вообще отдельное направление работы. В результате достаточно часто, не доводя дело до суда, решаем вопрос в пользу города.
— С арендой понятно, но неужели предприниматели отдают наделы, которые находятся в собственности?
— Да, и таких случаев много. Например, когда участок не подходит под их нужды, но при этом они платят земельный налог и несут бремя ответственности за его содержание. Как правило, это проезды, участки улиц, которые со временем по Генплану стали объектами местного значения, муниципальными дорогами. Собственникам невыгодно их содержать, и они безвозмездно передают землю городу. Второе направление в части собственности — это крупные застройщики, которые передают территории для строительства школ, детсадов, поликлиник. И эти участки измеряются не квадратными метрами, не сотками, а гектарами.
— Сколько в среднем по времени возвращается один объект?
— Ситуации бывают разные, все зависит от сложности рассмотрения судебных дел, наличия документов, исхода рассмотрения судами судебных споров, процедуры оспаривания в судах вышестоящих инстанций. Но в среднем — от четырех с половиной месяцев. При этом важно учесть, что заседания могут переноситься или откладываться по разным причинам. А значит, сроки могут затягиваться.
Озера — пруды: в чем разница?
— Очень много в последнее время говорилось о новом статусе Карасунов. Но мне как жителю города непонятно, зачем менять терминологию?
— Долгое время статус Карасунов не был определен. Это достаточно большая территория: 16 водоемов, которые каскадом проходят от центральной части города до улиц Уральской и Сормовской Комсомольского микрорайона. На сегодняшний день под 11 озерами сформирована земля, работа продолжается. Мы будем закреплять Карасунские пруды за МКУ «Управление коммунального хозяйства и благоустройства» и регистрировать право собственности. После чего в официальный водный реестр внесем информацию о праве собственности. Это сделаем для того, чтобы ни у кого не возникало споров о том, в чьей собственности находятся Карасунские пруды и земля под ними.
— Что дальше?
— Как раз недавно мы вернули в муниципальную собственность земельный участок, расположенный между улицами Селезнева и Ставропольской. И такую работу будем продолжать. На сегодняшний день по 20 земельным участкам вокруг Карасунов, которые в Генплане определены как территории общего пользования — зоны зеленых насаждений, расторгли договоры аренды и изъяли их в муниципальную собственность. Истребовали имущество из чужого незаконного владения в судах, например, городского сада «Карасунский». В дальнейшем мы будем встречаться с жителями и обсуждать развитие каждого пруда в отдельности.
— А когда они назывались озерами, нельзя было их благоустраивать?
— По закону — нет. Если это пруд, находящийся в границах Краснодара и не находящийся в частной собственности, то он является муниципальной собственностью. В свою очередь, это дает право администрации города приводить территорию в порядок. А раньше не было таких полномочий, и любое использование бюджетных средств считалось бы нецелевым. Что важно отметить, Карасунские пруды охраняются Генеральным планом Краснодара, Правилами землепользования и застройки, которые не разрешают строительство на данной территории. Также они будут защищены Водным кодексом.
Дела, суды… Что интересного?
— Всегда ли суды встают на сторону муниципалитета?
— Нет, мы в своей работе руководствуемся земельным и гражданским законодательством. Суд при вынесении решений основывается и на других фактах, в том числе на доказательствах ответчика. И если этих доводов хватает для суда, то он может нам отказать. И таких случаев в нашей практике было немало.
— А профессиональная деформация вам знакома? Это стереотипы или реальность?
— Конечно, реальность. Вот, к примеру, со специалистами управления муниципального контроля едем на совещание. Знаете, чем мы занимаемся? Смотрим по сторонам, коллеги фотографируют незаконную рекламу, а я «отщелкиваю», чья земля, проверяю на кадастровой карте. Каждый профессионал с годами срастается со своей работой. Главное, чтобы это было на пользу городу и его жителям.
— Вы знаете каждый клочок земли?
— В городе — да. За время работы практически каждый участок в городе изучил и, можно сказать, отшагал…
— Вы с таким удовольствием рассказываете про свою работу. Но что в ней интересного: суды, дела, переговоры с арендаторами… Словом, сплошной негатив.
— Вот мы приехали в чудесный парк, я вижу, что благодаря в том числе и мне эти объекты принадлежат городу, его жителям. Разве это не прекрасно? Когда езжу по городу и вижу, как в Вишняковском сквере играют дети, люди старшего поколения отдыхают, тоже радуюсь. Ведь вместо комфортной зеленой зоны здесь могли построить гостиницу. Все это вдохновляет и мотивирует на дальнейшую работу.
Вместо высоток построят школы
В 2021 году через суд истребованы земельные участки в районе улицы Российской площадью 1,4 га. Земельный участок находился в частной собственности для жилищного строительства и по ул. им. Григория Пономаренко — 2,7 га. В настоящее время эти участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «Единая служба заказчика» для строительства школ.
Вишенка на торте — скейт-парк
Раньше во второй очереди Вишняковского сквера хотели построить гостиницу. С 2015 года администрация города добивалась в судах сноса самовольно построенного объекта капитального строительства и возврата в муниципальную собственность земельного участка площадью 0,75 га. Судебные разбирательства длились более четырех лет. Городским властям удалось отвоевать кусок земли в суде благодаря поддержке губернатора. Сейчас это благоустроенная комфортная зона для отдыха.
Также к наиболее крупным земельным наделам, которые вернули городу, относится бульвар Николаевский — 7859 кв. метров.
Отстояли и озеленили
К наиболее крупным земельным участкам, возвращенным в муниципальную собственность, относится аллея в честь 80-летия образования Краснодарского края — 66 088 кв. метров.
С Юбилейного микрорайона открывается потрясающий вид на реку Кубань. Место, где сейчас располагается аллея, издавна было излюбленным для отдыха жителей. Гуляя по бульвару Платановому, горожане спускались к берегу реки, чтобы подышать свежим воздухом, поиграть с детьми, сюда приходили целыми семьями. Но если бы не принципиальная позиция администраций края и города, жителей и депутатов, здесь вместо роскошного сквера могли бы появиться высотки.
Противостояние администрации Краснодара и застройщика за этот земельный надел длилось не один год. Предыстория такова: еще в 2007 году был заключен договор аренды между горадминистрацией и застройщиком на десять лет. На арендованном участке, а это около двух километров вдоль берега реки Кубани, компания планировала построить двенадцать 25-этажных домов. Но жители Юбилейного микрорайона были категорически против такого решения, поэтому проектную документацию застройщика мэрия не утвердила. Соответственно, не было выдано и разрешение на строительство. Судебные тяжбы между администрацией города и застройщиком шли с завидной регулярностью.
Позиция администрации по этому вопросу была и остается твердой: берег реки Кубани должен развиваться только в направлении благоустройства и стать зоной отдыха. В конце концов, после долгих судебных тяжб земельный надел отстояли и он был передан в муниципальную собственность.
Настоящая жемчужина в городской черте
1 852 850 кв. метров — площадь Большого острова, которая почти соизмерима с площадью Юбилейного микрорайона. Большой остров не раз становился предметом споров между городскими властями и бизнес-сообществом. Здесь в свое время планировали построить гольф-клуб. После долгих судебных споров остров наконец передали в собственность города.

А вы знали?
С арендатором можно расторгнуть договор через суд, если:
— он более 3 лет не использует земельные участки, предоставленные для строительства;
— использует земельные участки не по целевому назначению, или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельхозназначения либо причиняет вред окружающей среде.
Текст подготовила Зара Хушт